Как приятно во время летнего зноя смотреть зимние фотки и вспоминать вожделенный ныне холод. Тем более, что на широтах Краснодара зима мягкая, теплая и всячески располагает к катанию. И вот таким образом, просматривая архивы, я наткнулся на все еще неопубликованные фотографии с тест-драйва Specialized Camber Comp 29" 2013. Углубившись в поиск, я нашел даже черновики обзорной статьи с впечатлениями.
Хотя, конечно, и без них я вижу те дни будто наяву, - встреча был очень запоминающейся. С этими впечатлениями я и предлагаю вам ознакомиться. Сам тест-драйв потерял свою техническую актуальность, но если вам интересен первый опыт использования короткоходного подвеса, либо вы сами задумываетесь о приобретении подобного - вам может быть интересно. Тем более что принципиально навеска и геометрия даже в модельном ряде 2015 года остались на том же уровне.
Дело было в канун нового, 2014 года. Погода стояла слегка сырая, но в целом теплая - ведь как известно, кубанская зима в начале отличается от осени лишь степенью унылости. А душа отчаянно требовала праздника. Поэтому для январского теста был выбран Specialized Camber Comp 29" 2013.
Почему именно он? Потому что мне он показался отличным компромиссом между даунхильным танком с большими ходами подвески и жестким хардтейлом. Понятное дело, что под каждую ситуацию и стиль лучше отдельный велосипед. Душа всегда просит крайностей, но кошелек требует компромисса. Особенно если хочется действительно качественное изделие, чтобы служило долго и радовало с первых дней. Таким и оказался Камбер.
Он с первого взгляда производит впечатление качества и надежности. Как и многие «Спеши», вживую он выглядит намного лучше, чем на фотографиях. Эта фирма редко пользуется броским дизайном, их конек - лаконичные формы и темная раскраска. Вот и Camber преимущественно черный, с желтым «брюшком» и желтым росчерком на боку, с внутренних сторон перьев и вилки. Похоже, производитель явно предполагал, что велосипед будет над обстоятельствами.
Но наибольший эффект достигается при знакомстве живьем. Толстая нижняя труба рамы, крепкие перья, широкие, плотно прилегающие к раме шатуны создают нереальное ощущение надежности и собранности. Велосипед выглядит крепким, злым, сразу настраивает на боевой лад. Даже, казалось бы, мелочь - заглушка рулевой выглядит агрессивной и в последствии не раз будет мотивировать. Нет, серьезно - эту деталь потом часто видишь при вкручивании. Прочные обода и монументальные на вид конические втулки завершают образ, внушая уверенность что выдержат все превратности судьбы и мой немалый вес, в частности.
Пройдемся по основным моментам навески.
Рама и геометрия
• Легкая рама FSR из алюминиевого сплава M5 с ходом 110 мм и оптимизированной 29-дюймовой геометрией, коническая рулевая труба, каретка PF30, дропауты стандарта 142+, внутренняя прокладка троса управления регулируемым подседельным штырем Command Post.
Рама - это лучшее, что есть в этом велосипеде. Тщательно выверенная, изготовленного из одного из самых технологичных сплавов. М5 - это фирменная технология алюминиевого сплава, используемая эксклюзивно Specialized. В него входят кремний, медь, марганец, магний, цинк (помесь 6000 и 7000 рядов), он имеет выдающуюся прочность, твердость и особенности удлинения, которые позволяют делать более сложные профили в раме, реализуя в большей степени задумки инженеров и не упираясь в технологические ограничения. Именно столь сложные технологии оправдывают цену велосипедов Specialized и позволяют им быть действительно одними из лучших на рынке.
Вилка
• Вилка RockShox Reba RL 29 с ходом 110 мм, оборудованием Solo Air и коническим штоком.
Вилка понравилась, но много внимания на себя не переманила. Изначальная настройка была более спортивной, жесткой. Сейчас я понимаю, что зря не попробовал разные режимы подвески и поэтому не почувствовал какой-то плюшевой работы и чрезвычайной мягкости хода. Гравийку она тоже в этом режиме не отрабатывала. Да и на мой взгляд, это излишне для спортивного снаряда. Зато при работе на скорости все неровности отрабатывались точно, мягко и без проблем. Вилка не закусывалась при торможении, не теряла управления, сильно не раскачивалась при педалировании. Что еще можно желать от короткохода?
• Воздушный амортизатор RockShox Monarch RL с инновационной технологией регулировки AUTOSAG, легкий и точный в настройке.
Ровно так же работает и задний амортизатор. Вообще подвеска велосипеда очень хорошо показала себя в паре. Оба амортизатора будто бы созданы друг для друга, хотя может быть они и вправду комплектные? Но работают они слаженно, согласованно и без огонька. Делают свою работу в том небольшом диапазоне, что отмерил им производитель. Единственное нарекание лично у меня вызвало отсутствие возможности выноса манетки блокировки заднего амортизатора на руль, да и сама условность этой блокировки как таковой. Вполне можно дотянуться рукой под раму и вслепую перекинуть рычажок амортизатора в более жесткий режим. Но при этом амортизатор не заблокируется, а лишь уменьшит ход до пары сантиметров. И раскачиваться не перестанет. Что, конечно, не так сильно влияет на производительность, но чисто психологически раздражает. Но это неизбежное зло амортизаторов подобной конструкции и с этим придется мириться.
Зато настройка проста и элегантна в техническом исполнении. Фирменная технология AUTOSAG, по сути, представляет собой клапан сброса давления. В результате вам нужно лишь накачать амортизатор до верхнего рекомендуемого значения, сесть на велосипед и нажать на клапан. Система стравит лишнее давление и оставит лишь необходимое для вашего веса значение.
Очень удобно, особенно если учесть, что амортизатор мерзнет. Я катался на околонулевой температуре и спустя пару дней давление несколько упало. Опять же, это конструктивная особенность воздушных амортизаторов - но спасибо что просто требуют подкачки, а не требуют переборки и замены масла как пружинные. Про моментально умирающие на морозе эластомеры так и вовсе можно не вспоминать.
• Прочные обода Roval 29 на втулках Specialized Hi Lo, задняя втулка 142+, увеличенные колпачки, сквозные оси 12мм
Втулки красивые, конические. Мне этот момент очень понравился психологически, очень способствует увеличению того самого ощущения надежности и монументальности велосипеда. Больше сказать сложно. Катят ровно, задняя трещит громко. Конечно, очень хотелось бы проверить их на ресурс, попытаться убить обода об бордюры и на каменных спусках - но ни времени, ни особой возможности на это не было. Поверим производителю на слово.
Но налюбоваться еще будет время на привалах, а сейчас пора настраиваться и ехать. Оба амортизатора на Camber Comp воздушные, поэтому с самого начала лучше определиться с рабочим давлением воздуха и сразу обзавестись насосом высокого давления. Переднюю вилку необходимо будет накачать по таблице производителя, либо по предпочтениям. Задний же накачивается с применением вышеуказанной технологии Autosag.
Регулировке седла лучше тоже уделить отдельное внимание - я взял велосипед в раме L, 19” ростовки и в целом геометрическими параметрами был доволен, но вот подседельный штырь я бы советовал индивидуально подпилить. При моих 183см. роста мне было вполне комфортно ездить в КК режиме, вкручивать сидя, но при серьезных спусках высокое седло сильно мешало, а опустить его было некуда - рама сильно ограничена амортизатором. Но в идеале я бы сильно советовал регулируемый подседел - это будет идеально для перехода от спусков к вкручиванию и обратно, благо в раме предусмотрена прокладка тросика для него.
Настало время тестировать велосипед в деле. Впечатления были собраны от города, выезда на эндуро-трассу Кабанью, что под Краснодаром и от катания по кубанским холмам.
С них и начнем. Нам, кубанцам, многие должны завидовать. У нас буквально под боком есть замечательные холмы для начальной тренировки езды на двухподвесах и отличные горы для совершенствования навыков.
Посмотрите на эти холмы, даже сейчас так и хочется по ним катнуть. Такая мягкая трава, такие пологие спуски, что даже новичок сможет наконец-то решиться отпустить тормоза и нестись во весь опор. И Камбер вполне позволяет этот сделать. На деле поверхность вовсе не такая гладкая, как на фотографиях - там полно коварных складок и кротовьих кочек, которые вполне отрабатывает даже короткоходная подвеска. Немалую роль в этом играют так же 29” колеса, легко перекатывающиеся через мелкие неровности. Цепкая резина Ground Control отлично держит грунт и в меру забивается грязью. Грунтозацепы все равно остаются свободными, даже через несколько спусков.
В этом месте отдельные лучи ненависти хочется передать любителям квадроциклов, разворотившим все грунтовые дороги в округе. Увидите кого-нибудь из них - спросите, почему им именно по грязи надо ездить и разбивать колею по самое некуда?
Именно поэтому столько грязи на колесах - колеями все равно приходилось пользоваться. Ведь изюминка подвесов подобной конструкции - в их подлинном предназначении «All mounting», они хорошо едут не только вниз, но и вверх. Удачное сочетание кассеты 11-36T и передних звезд в 36-22 зубьев могут создавать вполне тракторную передачу, позволяющую вкатывать на холмы, которые вы видите на фотографии. Причем сидя в седле и без малейших усилий. Достаточно лишь заблокировать переднюю вилку и повернуть рычажок ограничителя заднего амортизатора. В этом отношении очень не хватало удаленной блокировки вилки манеткой на руле.
Подлинное же удовольствие начинается через несколько спусков, когда приходит полное чувство велосипеда, понятие предела ходов подвески и сцепления шин. Теперь можно не просто улюлюкая скатываться вниз, но и нестись осмысленно - вкладываться в повороты, резко вкручивая на небольшом холме, с него опять вниз и, петляя по извилистой дорожке, улетать за горизонт. В эти моменты открывается вся суть горного велосипеда, - ты буквально ногами начинаешь ощущать оправданность каждого рубля, вложенного в этот вел и перестаешь замечать ход времени. Я смог очнуться только когда начало темнеть.
После таких покатушек начинаешь верить в собственные силы и хотеть большего. Как показала практика, это ощущение конечно ошибочное, но я все равно решил ехать на специализированную велосипедную трассу для скоростного спуска. Просто так компания сложилась.
Очень хочется написать про короткую базу велосипеда, техничное прохождение поворотов и отличный контроль… Но мы нашли, когда ехать - в начале января была оттепель, поэтому сверху склона был снег, а уже с середины - слякоть с жидкой грязью. Поэтому все, что мне остается сказать - в скольжении Спеш был великолепен. Подтягиваясь на зубах по скользкому склону после очередного падения, очень оценил малый вес велосипеда. Хотя вот товарищу Гонзо на Specialized Stump Jumper, по его словам, было нормально, но у него и опыта больше.
Главный совет, который я могу дать с высоты своего небогатого опыта - пилите подседельный штырь под свой рост. При таких уклонах висеть на передней вилке далеко не лучшее решение.
К счастью, сейчас на Кабанье срезали боковой уклон трассы и теперь там можно ехать при любой погоде, так что следующие тест-драйвы на ней должны быть более интересными и содержательными.
Приняв после гор за основу принцип «чистый подвес - позор для хозяина», напоследок устроил для себя и сеанс городского фрирайда. Скоростная езда по разбитым дорогам и тротуарам, по ступенькам и бордюрам - это особое удовольствие, доступное каждому. Тут понимаешь, как давно хотел пролететь по всем родным буеракам на дорогом, надежном велосипеде, совершенно не заботясь о последствиях. Вся внешняя надежность оправдалась в делах - обода ни на миллиметр не ведет, тормоза быстрые, мягкие и надежные, переключатель Sram X9 отлично держит цепь при прыжках на ступеньках. Да и защита пера тут штатная пластиковая, очень гармонично вписана в дизайн велосипеда. Мелочь, а приятно. Единственный нюанс, что резина все же грунтовая и на мокром зимнем асфальте я один раз-таки поскользнулся.
Спасибо магазину
100%СПОРТА за предоставленный на тест велосипед.