«Проблемы у нас с Москвой похожи, да и инвесторы часто одни и те же» (часть 2)

Feb 19, 2015 22:27


- Не могу не спросить, что происходит с советскими комплексами жилых районов. Какова, например, судьба школы из «Приключений Электроника» - стоит?

- Стоит, и ничего ей не будет. Вы говорите о районе Лаздинай - это любимый советский квартал вильнюсцев, наша гордость.





В 1974 году за этот район группа архитекторов получила Ленинскую премию. Лаздинай в переводе с литовского означает «кусты орешника», но особое место там занимает не орешник, а сосновые массивы. Все вместе - и зелень, и удобство планировки, и современная инфраструктура, и оригинальное скульптурное оформление - сделали Лаздинай образцово-показательным районом для своего времени.
[Spoiler (click to open)]



Да и сейчас, когда при разработке генплана развития города встал вопрос о его статусе, район был поставлен на госохрану безо всяких дискуссий. Конечно, это не значит, что снести там панельный дом невозможно. Но построить новый нужно будет строго в прежних масштабах.



Там же находится и школа, в которой снималась картина «Расписание на послезавтра». Это одна из немногих школ, созданная по индивидуальному проекту в 1974 году архитектором Чесловасом Мазурасом. Он проектировал здание как маленький детский городок, аналог детских площадок Альдо ван Эйка в Амстердаме. И ему это удалось. Здание в Реестре, и до сих пор высоко ценится архитекторами.





Сталинского жилья у нас мало. В основном, хрущевско-брежневский период. Некоторые эти дома учтены в Реестре памятников, но не уверен, что они будут поставлены на госохрану. Наиболее примечателен дом начала 1960-х для малосемейных на проспекте Саванорю - первое типовое здание из блоковых конструкций, построенное литовскими архитекторами. Там все квартиры уже приватизированы, и дом не ремонтируется, так как денег у жильцов нет. Было бы здание муниципальным - было бы по-другому.

Остальные примечательные постройки - жилье для номенклатуры. Оно сегодня очень престижно. Многие жильцы там проживают с момента постройки домов, это 1967-1980 гг. Там ценна, конечно же, планировка пространств. Думаю, в Реестр эти дома попали как первые здания повышенной комфортности.

- Обратимся к дню сегодняшнему. Высотки в так называемом Новом центре на берегу Няриса активно возводятся. Их уже видно из исторического центра, который охраняется ЮНЕСКО.



- Новый центр заложен в 1963 году. Был проведен конкурс, и построено несколько зданий, в том числе планетарий и Центральный универмаг. После 1990-х туда переселили всех чиновников, построили дополнительные офисы. И что получилось… Автор городской планировки Альгимантас Насвитис в 1960-е утвердил концепцию, что 24-этажная гостиница «Литва» должна оставаться самой высокой точкой Нового города - вровень с колокольней костела Святых Иоаннов на улице Пилес, самой высокой точкой Старого города. И тогда из Старого города никогда не увидишь высоток Нового центра. Однако в 1990-е началось бессистемное строительство. Появилась башня «Европа» - 33 этажа. И теперь панорама из исторического центра уже нарушена, видны небоскребы.



Конечно, насчет этого были очень горячие дебаты. Надеялись, что ЮНЕСКО отреагирует, но этого не произошло. Самое печальное - то, что высотное строительство изменило психологическое восприятие исторического города. Он казался очень большим. Однако теперь масштаб изменился.



- А как ЮНЕСКО отнеслось к строительству Дворца правителей прямо у стен Кафедрального собора?

- Это очень громкая история. В результате самое сердце исторического Вильнюса сегодня представляет собой ансамбль, который никогда не существовал в истории. Это Кафедра (XVIIIв.), Дворец великих князей литовских (2013 г.) и памятник Гедимину (1996 г.)



На месте Дворца возведена условная и приблизительная копия исторического здания, которое было в руинах уже с середины XVII века, а к началу XIX века было полностью разрушено. Достаточных документальных материалов для воссоздания, как вы понимаете, не было. Но разговоры о строительстве велись с конца 1980-х годов. Значительный импульс идее придало обретение независимости в 1990-е. С тех пор проект Дворца рассматривался как символ восстановления Литовской государственности.



Конечно, были проведены очень качественные археологические работы. Добавлю, что много лет на том месте вообще была чуть ли не городская свалка, так что нашлось много интересного. Скажем, большое количество кафеля, керамики и изразцов, теперь эта коллекция представлена в музее Дворца.

Некоторые предлагали построить на этом месте современное здание, отражающее и современную архитектуру, и современное литовское общество. Другие предлагали законсервировать археологию и, может быть, как-то в 3D-варианте подсвечивать это место, воспроизводя виртуально образ исторического здания. Третьи хотели восстанавливать «как было», но как это было точно - непонятно, и тогда уж восстанавливать надо было бы в исторических материалах и по старым технологиям. В результате получилось нечто среднее, что до сих пор вызывает споры.

Среди плюсов можно назвать то, что появились новые выставочные площади, были проведены археологические работы, а реставраторы, как утверждается, опробовали некие современные технологии.

Но, думаю, такие двусмысленные спорные объекты есть в каждом городе.

- Я так понимаю, что в Литве нет единой государственной концепции сохранения наследия. А как Вы считаете, какой она могла бы быть?

- Я готов говорить о советском наследии. Понятно, что эти здания создавались в основном в 1980-е, согласно доминирующим тогда политическим и художественным взглядам, в условиях планового хозяйства. Сейчас социокультурный контекст, экономические условия - совершенно другие. Но эти сооружения не были подвергнуты системной переоценке, не возникло новой структуры их сохранения. А это нанесло существенный урон облику городов, пониманию их значимости. Конечно, советские постройки зачастую уже не отвечают современным требованиям и нуждам потребителей, а потому оказываются заброшенными, их сносят или перестраивают до неузнаваемости. И даже после внесения объектов в официальный список наследия - все равно они продолжают разваливаться, так как совершенно непонятно, что с ними делать, неясна стратегия их сохранения, не хватает человеческих и финансовых ресурсов для управления ими.

Я сейчас говорю не только о Вильнюсе, но и о других городах, где много советских построек, в частности, о Паланге, в отношении которой я проводил подробные исследования.

Одним из методов консервации может стать формирование архитектурной коллекции. Она бывает двух видов: ex situ (не привязанный к месту) и in situ (на своем месте).

Мы привыкли к коллекциям визуальных и прикладных искусств. Архитектурная коллекция использует тот же принцип, но она гораздо сложнее в реализации - из-за масштабов, статуса памятников и высокой цены. И все же существует достаточно предпосылок, чтобы создать архитектурную коллекцию, представляющую город или страну. Самый привычный пример - локальные музеи архитектуры. Такой ex situ метод сохранения культурного наследия может применяться для сохранения небольших модернистских зданий. Но экономически это вряд ли осуществимо. Тогда есть другой метод ex situ- это тщательный анализ случаев сноса и архитектурное исследование разрушающихся зданий. Думаю, он очень подходит именно для Паланги. Например, корпус гостиницы «Эгле» санатория «Балтия» (арх. Энрикас Тамошявичюс, 1973 г.) служил одним из самых ярких примеров влияния интернационального стиля в Литве. И все-таки был разрушен. Маловероятно, что простая постановка на госохрану спасет такие объекты, как функционалистский городской район Ванагупе, лишь частично введенный в эксплуатацию в 1976 году, дом отдыха «Губоя», дом отдыха «Ауска». Архитектура этих зданий соответствует ключевым модернистским концепциям своего времени: от Ле Корбюзье до голландского структурализма, а также японского метаболизма и брутализма. Однако никаких системных данных по этим объектам не собрано. А ведь они могли бы стать основой для научного исследования современной архитектуры и градостроительного планирования курорта Паланга.

Есть второй подход в мировой практике - архитектурная коллекция in situ(на своем месте). Есть даже примеры коллекций, собранных одним человеком: скажем, коллекция квартир в Берлине, собранная израильским архитектором Цви Хекером. В числе самых интересных архитектурных коллекций в духе историзма - это группа отелей литовского инвестора «Европа». Стремясь к особой роскоши, владелец этой сети открыл четырехзвездочные отели «Европа Роял» в центре города, в домах конца XIX века. Коллекция из шести зданий расположена в трех разных государствах. Сейчас в нее входят отели в Вильнюсе, Каунасе, Друскининкае, Клайпеде, (Литва), в Риге и Бухаресте. Мы также можем найти в Литве несколько коллекций, находящихся в государственной собственности. Например, государство и муниципалитеты владеют собранием корпусов образовательных учреждений, в котором представлена культура разных исторических периодов. В Вильнюсе можно выделить обладающую высокими качествами и охватывающую сразу несколько эпох, от готики до модернизма, коллекцию зданий образовательных учреждений: это исторический кампус Вильнюсского университета, модернистский кампус Вильнюсского и Технического университетов, упомянутая школа Мазураса, школа искусств архитектора Льва Козаринского (1960 г.), школа архитектора Ромуальда Гутта (1939 г.) Большая часть их находится в охранном Реестре.

Если мы осмыслим эту группу как ценную коллекцию архитектуры, мы сможем ей управлять. Если мы выработаем концепцию государственной или муниципальной архитектурной коллекции, это может открыть новые возможности охраны. Не исключено, что со временем такой коллекционер начнет приобретать исторические здания вместо того, чтобы возводить новостройки, а их реставрация станет образцом поведения частного владельца.

Также у нас в Литве есть зачатки «клубных коллекций». У нас работает Литовская ассоциация замков и поместий, которая имеет дело с государственными и частными объектами.

Если говорить о Паланге, то архитектура второй половины XIX века и первой половины XX века там представлена 30 зарегистрированными зданиями всех основных типологий. Но ведь этим город и эпохи не исчерпываются. Уместно в эту «коллекцию» добавить несколько новых образцов архитектуры - середины и второй половины XX века, которыми Паланга так богата: это здания гостиничного сектора в стиле позднего модернизма - отель «Жилвинас» (1968 г.)





и комплекс апартаментов «Жилвинелис» (арх. Альгимантас Лецкас, 1970 г.); образцы критического регионализма - здание книжного магазина и кафе «Раже» (арх. Рамунас Краняускас, 1967 г.);



музыкальная школа (арх. Ирена Ликшене, 1981 г.) и бывший дворец пионеров (теперь начальная школа, арх. Гинтаутас Ликша, 1985 г.)



Я вам называю только единицы, на самом деле их гораздо больше.
Мне кажется, что такой подход коллекционера в архитектуре - неспешный, бережный, тактичный - поможет и сохранить наследие, и переосмыслить историю, и наконец, развивать дальше свою культурную идентичность.


Фото: Ирина Головина, Евгения Твардовская


отсюда

СССР, памятники архитектуры, Вильнюс, Литва

Previous post Next post
Up