Оригинал взят у
mararusheva в
04 сентября - День рождения барда ГЕННАДИЯ ЖУКОВАОригинал взят у
andrey_g в
ЖУКОВ Геннадий Викторович Поэт, бард.
Геннадий Жуков - бард, заведовал кафедрой художественной литературы в Университете методологии знаний в Москве.
Член Союза Писателей России, член Московской Академии Поэзии. Руководитель театра элитарных искусств, автор международного проекта Автор-Уникум (Юнеско).
Сольные концерты Геннадия и в составе «Заозерной школы» проходили по всей стране. Он был участником жюри различных фестивалей авторской песни.
Геннадий Жуков - один из наиболее поэтичных авторов и исполнителей современной авторской песни. Коллеги и последователи называют его великий русский поэт и бард. На мегапортале «Барды» о нем сказано буквально следующее:
«Геннадий Жуков - один из основоположников жанра, известного теперь как "бард-рок" Именно такой должна быть сейчас авторская песня. Но он-то начал делать её такой ещё четверть века назад! И не только при помощи собственных песен. Он был первым, кто "вытащил" на сцену Веню Дркина».
Геннадий Жуков писал о себе:
Родился я в прошлом веке от мамы и папы, за что спасибо всем троим.
Родился я в роддоме, что на площади Свободы. Это - ну вы знаете - там, рядом с ТюЗ-ом…
Реальное образование у меня 8 классов. В связи с этим я почетный профессор Римского футорологического клуба - профессор методологии худ. Литературы.
У меня, также, дополнительное образование - два курса коридоров Радиотехникума, плюс опыт барабанов в актовом зале (ВИА"Три Кварка"). В связи с этим я очень хорошо разбираюсь в радиотехнике и электропроводке, а также пишу нехилую музыку, категорически не зная нот.
Мама мне все детство говорила: " Ты только болтать умеешь!" (с тех пор я большой русский поэт).
С 15-ти лет я не живу с мамой и с 27-ми лет я не живу нигде (с тех пор я живу везде).
Забавный случай: как-то на фестивале в Ростове, куда я приехал из Москвы, я отпел. И обнаружил вокруг себя человек 15 поклонников, которые внимательными глазами смотрели на меня, требуя продолжения банкета.
Мда...
Я знаю разные типы домов:
" Дом - часть вселенной, ограниченная брезентом".
"Дом - часть социума, ограниченная возлюбленными руками"... и т.д. Пока мне ближе вот что... " Дом - это то место, через которое проходит охотник, отправляясь на охоту".
В армии, куда я пошел добровольно, - за неимением лейтенанта, - я командовал взводом в чине сержанта. Наряду с рукопашным боем, минированием - разминированием, радиационно - химической разведкой, гримом и костюмированием под иранцев, я кричал дурным скрипучим голосом: "Рядовой! Смирно! Два наряда вне очереди!"
В результате этого я очень хорошо изучил пыльные труды Иммануила Канта,
Николая Кузанского... и еще что-то.
В психушке, в Баку, куда я попал, перед самой демобилизацией, за несанкционированное применение убойного приема к одному пьяному дембелю из авиаторов - "его в госпиталь, меня в одиночную камеру" - просил же "только лицо не трогай... - я внимательно переписывал тетрадь по химии знакомому главврачу. Как оказалось, я помог ему защитить диссертацию в ростовском мединституте - (я работал до армии в отделе оборудования), так вот, между тетрадью значит, выплёвыванием таблеток, стоянием на голове, (чтобы настоящего психа не подселили в палату), и прочими упражнениями, я познакомился с настоящими диссидентами - капитаном - лейтенантом Федосовым-Никоновым, и заслуженным врачем Азербайджана - доктором Парижером.
В результате этого, я взахлеб изучил все семь томов Клода Адриана Гельвеция, который - в частности - пишет всяким сыкухам: Скука - это темница, украшенная драгоценными камнями…
На гражданке, куда я вернулся из психушки, и хренел от видимых изменений, на второй день я попал (в баре) в сортир. Какие-то трое мальчиков строчили деньги. Я отдал последние три рубля, и попросил: "Только лицо не трогайте". Один мальчик воспринял просьбу, как руководство к действию. В результате один мальчик с травмой ларинкса, второй с поломанной об писсуар челюстью, и третий - (тот самый, что мазнул меня по лицу и успел побежать) - с легким ушибом спины были доставлены в центральное отделение милиции (Ворошиловский). Туда же был доставлен и я. Я стоял на крыльце бара - босой, стриженый, в курточке с чужого плеча, но в армейский брюках и с армейскими ботинками в руках - (от босой ноги меньше вреда на морде) - и просьбу старшего по званию мента: "А ты кто, голубчик? Ну-ка иди сюда!" воспринял, как приказ.
В ментовке я был подвергнут допросу:
"Из какой части я дезертировал.
Зачем бил.
Чем бил.
И сколько лет мне за это хотелось бы".
Поскольку два мальчика - один по причине ушиба ларинкса, а другой по причине поломки челюсти, - мычали и хрипели, то врал третий с легким ушибом:
- Мы, типа, мирно какали, а он как выскочит, как давай с криком "ки-я!" нас метелить! Мы аж обосрались. Так что, дяденьки, нас надо домой, а его, убийцу, в тюрьму. Я без вдохновения соврал, что по горлу этому попал палкой, что челюсть - так тот другой поскользнулся на говне, а третьего я вообще не трогал. А ботинки снял, чтобы убегать было удобней.
Во время медицинского освидетельствования все раскрылось. Врач оказался докой.
Он повертел мои ладони, посмотрел мальчику в рот, и сказал менту: - У британских командос этот прием называется "Шлагбаум"...
Поскольку у мамы не было телефона, да и нельзя было домой с ментами, документы все в конверте, и там же подписка о "12-ти летнем неприменении"), я попросил разрешения позвонить "домой" и позвонил по единственному - помнимому мной телефону - (твой телефон на сердце моем - вырезан - больше не будем о нем) (Калашников)
Девочка моя, любовь неразделенная моя, оказалась сообразительной дочкой своего отца. И на все мои обращения - " Мама - то... Мама - се.." реагировала адекватно.
Через час в ментовку приехал бобик с майором - папой своей дочки, особистом - кегебистом, с двумя помощниками в нарукавных повязках - "РАУ".
Майор значительно посмотрел на незначительного мента и сказал со значеним: "Это мой".
В результате этого я долго разговаривал с Мастером, записавшим Бу Си-До, Кантом и разными любомудрами из народа. И они мне сказали:
"Поскольку Мастера в толпе не должно быть видно, не следует множить сущности сверх необходимого. У тщеславия и честолюбия разные корни. А от тюрьмы и от сумы не зарекайся...» ( И начал писать серьезно.)
Потом было еще много чего...
Потом я женился, со мной развелись. Много трудился, лишь бы не работать
До тридцати трех лет я не пил, колошматил макивару. Качаться бросил - когда мне Инга сказала:
- Ну, с тобой спать, как с лошадиной ногой!" Собственно это и было начало конца. Я ушел чинить чайники и прочие бросовые вещи...
В результате чего изучил философию киников, дочитал список кораблей до середины, и прочее, прочее... После Эпикура отрастил жирок на брюшке, чтобы женщинам валяться было приятно. После Аристотеля, который неоднократно писал неким сыкухам: "Поэзия философичнее истории, ибо история повествует о единичном, а позия о всеобщем"- я всем сыкухам говорю: ("и ни она от нас зависит, а мы зависим от нее...")
А еще мне Станиславский сказал, что "нужно сознательно пробуждать в себе
бессознательную творческую природу, для сверхсознательной деятельности…"
Потом случилась Заозерная школа, и давай случаться. По сути, Заозерная школа
существовала благодаря ревнивому ростовскому СП, студенческому археологическому гарему и мне - сторожу, который это все сторожил.
" Где брат твой Авель?
А вот он! Разве я не сторож брату своему?"
Потом был клуб Караван и съебся в один большой клубок. Потом я устал мутить и решил исследовать влияние этилового спирта на кровососущего червя. Благо, что синдром потери цели сопутствует кризису среднего возраста. И решился я в сердце своем исследовать и испытать все, что дадено человеку под солнцем. И попил я виноградники великие, и поел запасы хлебов тучных, и собрал я девок малолетних злоебучих более, чем у соседей. Но и это суета.
И умирает злопоебаный наравне со случайно объебаным...
Все суета сует, и всяческая суета... Ом?
Ты - юность, глупая сестра,
Опора славы старика...
Я триста три сточил пера,
Пока меня несла река.
И я прошел через порог,
И вот я стар и одинок,
И не поможешь горю.
Я создал сотни тысяч строк,
Пока меня влачил поток.
А нужен стал один лишь слог,
Когда я вышел к морю.
Ом?
Биография Геннадия Жукова.
Геннадий Жуков родился 4 сентября 1955 года в Ростове-на-Дону на 13-й линии, где живет целый квартал Жуковых.
Его официальное образование - Химико-радиотехнический вуз.
Служил в ПВО с 1973 по 1975 год на границе с Ираном.
Прошел путь от рядового до командира взвода. Получил специальность-химик разведчик 3 класса, инструктор дозиметрист радиационной и химической разведки и дозиметрического контроля. Так же стал обладателем спецподготовки по боевым искусствам с подпиской о «неприменении» на 13 лет.
После службы Геннадий жил в Танаисе, Ростове-на-Дону, Москве и Санкт-Петербурге.
С конца 70-х годов жизненной школой и своими университетами Геннадий считал именно Танаис - археологический музей-заповедник.
Что такое Танаис? Один из крупнейших историко-археологических музеев-заповедников России под открытым небом (более 3 тысяч гектаров). Расположен в 35 километрах от Ростова-на-Дону, на берегу реки Мертвый Донец, в окрестностях хутора Недвиговка.
Древний город, руины которого сохранились в устье Дона, близ побережья Азовского моря, основан в начале III веке до нашей эры боспорскими греками. Семь веков Танаис был важным центром торговли между греками Боспора и кочевниками приазовских и донских степей - сарматами и меотами. Возле Танаиса встречались Европа и Азия, проходила восточная граница античной цивилизации. По мнению Геродота, в Танаисе жили легендарные амазонки.
Танаис пережил расцвет во II веке - 1-ю половину III века нашей эры. Но в 40-х годах III века нашей эры Танаис был полностью разрушен готами, не смог оправиться от разрушений и просуществовал до начала V века мелкой деревушкой. Теперь это мертвый скифский город. Археологические раскопки городища и принадлежащего ему могильника ведутся с середины 19 века. Каждое лето, начиная с 1956 года, в Танаисе работает археологическая экспедиция РАН.
В 1961 году на месте Танаиса создан историко-археологический музей-заповедник. В залах музея Танаиса собраны материалы, найденные при раскопках этого города и других поселений дельты Дона. Экспозиция включает пять залов. Танаис в Советском союзе издавна был своего рода Меккой творческих людей - поэтов, художников, музыкантов…
Тот факт, что многое новое и молодое грелось в Танаисе, в поисках свободы для развития, говорит, что музей в 70-80-е гг. был действительно островком будущего. Археолог Валерий Федорович Чеснок - директор музея - тщательно оберегал всех художников, поэтов, музыкантов и просто «свободно мыслящих» от КГБ и проверок, устраивая Жукова и других на работу сторожем, электриком, археологом, придумывая отписки и справки для органов.
Жуков прожил в музее-заповеднике более 20 лет. Они с друзьями-«заозерщиками» построили там знаменитую «Башню поэтов» - она встречает всякого визитера сразу за оградой заповедника.
Жен у Геннадия было три: Инга Маневич, Светлана Каковкина и Наталья Строкова, которая была гражданской женой в последние годы его жизни.
В историю русской современной литературы Геннадий Жуков вошел не только как «человек с гитарой», но и как один из отцов-организаторов поэтического объединения «Заозерная школа». Оно образовалось в Ростове-на-Дону перед развалом СССР. Это была ассоциация южно-российского «экологического андеграунда», выразителей нового «независимого поэтического направления». Объединял представителей этой школы не столько литературный стиль, сколько свободомыслие и тяга к непопулярной тогда античной эстетике, ремеслам, жизни на лоне природы…
В одном из своих интервью, которые Геннадий Жуков всегда давал с юмором, он признавался, что с возрастом и утратой здоровья вся Заозерная школа бросила пить…
Название это теперь производят от «Озерной школы» - поэтического объединения романтизма в Англии конца 19 века». Кто-то из ростовских идеологически выдержанных мэтров выбранил ребят «Заозерной школой» - а название прижилось.
С 86 года Геннадий Жуков начал сам издавать собственные сборники. С этим периодом связано множество историй - скажем, деньги на издание собирались по почте. Жуков списался с огромным количеством людей с просьбой выслать по рублю. Народ откликнулся… пятью тысячами. Пачки книг уходили почитателям, литературным клубам и случайно попали за рубеж. «Зарубеж» перевел «Эпистолы» на французский в Лионе и на английский в Дании. После того Геннадий снялся с насиженного места, взял гитару и поехал по всей России.
11 сентября 1987 года в Ростовском Театре Юного Зрителя состоялась премьера рок-драмы «Собаки». Стихи для либретто написаны Геннадием Жуковым. Рок-драма стала классикой жанра. Ей рукоплескала публика Германии, Франции, Турции, Мексики, Японии. Спектакль 15 лет не сходил с мировых сцен. Он сыгран около 400 раз.
На фестивале авторской песни в Старом Осколе в 1995 году Жуков создал мастерскую «бард-рока».
Геннадий Жуков охотно откликался на приглашения поучаствовать в концертах, слетах, фестивалях. Вел там творческие мастерские, работал в жюри. Одним из ближайших по времени мероприятий, где он вел мастер-класс по авторской песне, стал открытый литературный конкурс «Междуречье» в 2007 году.
29-31 августа 2008 года в Коктебеле прошел первый фестиваль авторской песни из серии "Коктебельские встречи". Фестиваль открыли Геннадий Жуков и Сергей Яцуненко. Было много споров о том, как назвать фестиваль, и в спорах родилось такое название: Безалкогольный фестиваль авторской песни "Бухая Обезьяна". Тогда это выглядело смешно, теперь, после смерти Геннадия, - кощунственно, но это исторический факт.
Фестиваль не завершился 31-го, а плавно переместился на Всемирный Бард-Тур-Слет. Сначала туда перекочевал Жуков, а потом и остальные. Они выступили в концерте в доме-музее Волошина и на открытии Бард-Тур-Слета. Бард-Тур-Слёт - фестиваль богатых бардов. Геннадий к таковым не относится, поэтому он разложил свой спальник в беседке рядом с бассейном и жил там всю неделю. Место это назвали "бомжуковка".
2 декабря того же года он умер в Танаисе. В Танаисе Геннадий Жуков и похоронен.
После смерти Жукова Танаисский заповедник постигли перемены. Некоторые - благотворны для памяти Геннадия: например, открытие временной экспозиции, посвященной ему и действовашей до 30 ноября 2009 года.
На том месте в Танаисе располагалось фанерное "бунгало Жукова", где он и сотни его друзей провели ни одну суровую зиму и ни одно волшебное лето, сейчас стоит лишь комфортабельный просторный туалет в девять окон, не в пример убогому жилищу поэта. Правда, он был построен до смерти Геннадия. Само бунгало снесли, потому что постройка не была зарегистрирована, и под ним было решено провести раскопки.
Дочь Геннадия Евгения Жукова в своем ЖЖ описала, как будет выглядеть его последнее пристанище:
«Кладка в "подбор"- в тысячелетних традициях античного Танаиса. Вымостка и оградка из дикого танаисского камня, тоже в "подбор". Надгробный камень, испещренный ветрами и дождями. На нем будет белая мраморная книжка с перьевой ручкой. На одной странице - стихи Геннадия "К антропоморфному надгробию". На другой - барельеф (идея с книжкой - идея Геннадия, озвучена им лично мне, Инге в феврале 2008 и Екатерине Гонзалес еще раньше)»
Сайт, посвященный творчеству Геннадия Жукова
ДИСКОГРАФИЯ
«Казанский альбом» - 1990 г.
«Красноярский альбом» - 1992 г.
«В два голоса» - 1995 г.
«Перекресток» - 1999 г.
«Петербургский альбом» - 2005 г.
«Ростовский альбом» - 2007 г.
Кросспост из сообщества
"Чтобы помнили" 4 сентября 1955 года - 2 декабря 2008 года