Антиминс. Зачем?

May 16, 2019 13:44


Наверно мало кто из простых людей знает  что такое антиминс. Оказывается без этого, если можно так сказать, предмета, причастие и вообще служба священника в православной церкви недействительны. Что же это такое?



«Антими́нс (др.-греч. ἀντί - вместо и лат. mensa - стол, трапеза: «вместопрестолие» - в православии четырёхугольный, из шёлковой или льняной материи, плат со вшитой в него частицей мощей какого-либо православного мученика, лежащий в алтаре на престоле; является необходимой принадлежностью для совершения полной литургии. Одновременно он является также и документом, разрешающим совершение литургии.

Во время литургии на антиминс ставятся сосуды для Причастия.

На современных антиминсах изображаются положение во гроб Иисуса Христа после снятия с Креста, орудия казни и четыре евангелиста (по углам плата). В древности (и ныне у старообрядцев) на антиминсе изображался лишь крест». Википедия

Почему и зачем был изобретен антиминс. Напомню, что не все церкви, в том числе и католическая, употребляют антиминс. Традиция же пошла из-за того, что первые христиане часто проводили служения в катакомбах и на кладбищах, где были похоронены христианские мученики и святые.

По какой-то неизвестной нам причине, кто-то решил, что надо обязательно, чтобы во время евхаристии (причастия, хлебопреломления) на столе (престоле), где происходит действо, обязательно была частичка тела умершего святого. Почему и зачем? Вот как сами православные объясняют это:



«Часто у церковных общин, возглавляемых епископами или священниками, не было возможности построить храмы в Римской империи. Христиане должны были служить тайно, в катакомбах, перемещаться с места на место, чтобы выжить в условиях агрессивной языческой среды. Первоначально «вместопрестолие»-антиминс представлял собой разбирающийся легкий деревянный освященный стол, заменяющий собой Святую Трапезу (престол) в походных условиях или в условиях гонений.

Такая практика существовала в начале IV века в войсках святого равноапостольного императора Константина Великого, где было много христиан. Она применялась в военных и миссионерских походах. Во время гонений первых веков антиминс раскладывали или разлаживали, если он был из материи, на могилах мучеников, где часто служили Литургии. Отсюда и берет свое начало более поздняя традиция вшивать в антиминс мощи мучеников, а потом и других святых». Источник

Как видим, происхождение традиции совершенно не связано с учением Иисуса Христа или Его Апостолов. Есть что-то противоестественное в том, чтобы брать тело умершего святого, дробить его или отрезать от него части, а потом эти части вшивать в антиминс.

Православные объясняют это тем, что тело Божьего человека есть храм Духа Святого, оно освящено и даже мертвое имеет в себе силу или мощь. От этого и происходит название «мощи». Апостол Павел перечеркивает эту доктрину одним только стихом, включая сюда и собственное свое тело, говоря от первого лица: "Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется". 2 Кор. 4:16.

Как видим, тело еще при жизни тлеет, т.е. разлагается. Слово «тлеет» или «тлеть», употребленное в этом стихе, (на языке оригинала - διαφΘείρω) переводится как: разрушать, повреждать, уничтожать, съедать; погибать, тлеть, гнить. (Источник).

Ни Христос, ни Апостол Павел в Писании ни одним словом не упоминают никакой антиминс. Они сосредоточивают все внимание на самом главном - страдании Иисуса Христа во искупление наших грехов.

Антиминс - это не библейское и не христианское установление. Оно противоестественно и  не гигиенично. Нет тел святых, которые бы не разлагались! Если о своем теле Апостол Павел пишет, что оно еще при жизни тлеет, то что уж говорить о бездыханном теле.

Более подробно вы может узнать о совершении вечери Господней и разнице в подходе евангельских верующих к причастию и православия в книге «Вера и традиция».






Доктрина, "Вера и традиция", Антиминс, Хлебопреломление, Причастие

Previous post Next post
Up