ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ БИБЛИИ

Dec 02, 2011 14:07





Библия, как и все книги, имеет своих главных и вто­ро­степенных героев. Одни личности в ней только названы, другие упоминаются без своих имен, а вот у главного героя Библии много имен, образов и названий. И Библия считается книгой книг только потому, что ее героем является действительно достойная личность. Печально, что множество людей знают об этой личности только по наслышке, так и не удосужившись познакомиться с ней на страницах Библии. Но не ради простого интереса надо знакомиться с главным героем этой книги, а потому что Он имеет непосредственное отношение к нашему прошлому, насто­ящему и будущему. Его надо знать!


1. За кулисами Ветхого Завета

В Ветхом Завете главный герой Библии находится как бы за кулисами. О Нем говорят фактически все пророки, давая за­ри­совки из Его жизни и Царства, но во всей полноте Он не пред­стает пред взором читателя.
Начиная с третьей страницы Библии, мы находим описание великой трагедии человека. Будучи обольщен сатаной, он пере­стал слушать Бога, совершил грех, встал на путь войны со своим Твор­цом и приобрел себе в наследие «хлеб в поте лица», болезнь и смерть. В своей борьбе против болезней и смерти человек в ко­нечном итоге проигрывает, кем бы он ни был, царем или кресть­янином, великим ученым или невеждой, мужественным воином или малодушным мужичком. В конце концов, человек под­нимает руки вверх и предается в холодные объятия страш­ной смерти. 
Но еще там, в раю, после согрешения человека Бог не остав­ляет его в таком жалком и безнадежном состоянии, а обещает, что змея, или дьявола, семя жены будет поражать в голову (Быт. 3:15). «Семя жены»  это первое прямое упоминание о главном ге­рое Библии. Об этом семени мы читаем и в последующих гла­вах и книгах Писания. Вот как звучит обетование Бога Аврааму: «И благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты по­слу­шался гласа Моего» (Быт. 22:18). Человек навлек на себя ве­ликое проклятие через грехопадение. Но вот Бог избирает Ав­раама, чтобы в последуещем через его семя благословить все народы земли. Это благословение выражается в возвращении лю­дям тех великих благ, которые они имели в Едеме, даже более то­го. Эти блага включают в себя вечную жизнь без страданий, бо­лезней и слез.
Но как может человек получить благословение, когда между ним и Богом нарушен мир? На этот вопрос отвечает Иа­ков: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, до­ко­ле не придет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт. 49:10). Здесь идет речь тоже о главном герое Библии, ко­торый вы­ступает в роли примирителя. Посредством со­грешения человека в его жизнь пришли вражда и война. Уже в раю, после согреше­ния, между Адамом и Евой нет гармонии. Муж начинает во всех смертных грехах винить жену, а та ста­рается переложить ответ­с­т­венность на змея. Последовало изгнание из рая, и уже в чет­вер­той главе книги Бытие мы находим величайшую трагедию, так как между двумя верующими в Бога братьями, которые при­носили Господу же­ртвы, возникает вражда. И впоследствии Ка­ин убивает своего кро­вного брата Авеля. Из диалога Каина с Бо­гом мы видим, что че­ловек отвергает увещевания своего Твор­ца: Каин упорно идет на совершение преступления и потом из­гоняется от лица Божь­его. 
Жизнь людей продолжается, и они развращаются до такой сте­пени, что Бог не мог дальше смотреть на беззакония челове­чества. Библия говорит: «И раскаялся Господь, что создал чело­века на земле, и восскорбел в сердце Своем» (Быт. 6:6). Может ли Бог в чемлибо раскаиваться? Разве Он может чтото сделать не­правильно? Нет! Человек был сотворен прекрасным и поме­щен в замечательные условия жизни. Но последующая дегра­дация человека довела его до ужасного положения и почти пол­ного истребления. Что случилось с людьми? Библия говорит, что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое вре­мя. Можете ли вы представить себе человека, который все время за­мы­ш­ляет, как сделать зло? И не только думает, но и постоянно де­лает это. Автор Библии не дает примеров того, что стоит за эти­ми словами, но вот, когда идет описание развращения людей в Содоме и Гоморре, там мы находим, что, едва ангелы в образе лю­дей вошли в дом Лота, развращенные люди окружили его дом, тре­буя вывести гостей на улицу, чтобы публично изнасиловать их. Таким образом, мы видим, что люди погибают от своих гре­хов. И даже в семье патриарха Иакова возникло большое напря­жение среди его сыновей. На смертном одре Иаков, бла­гословляя их, говорит о том, что придет При­ми­ритель. Это особенно актуально, ввиду того что среди сыновей Иакова не было мира. Они проявили особую жестокость по отношению к своему брату Иосифу, хотели убить его, но, по­советовавшись, ре­ши­ли продать в рабство. Продолжительное время они не хоте­ли признать свою вину. Отец умирал, а они все еще не попросили прощения у брата за предательство. Элемент вражды оставался. Умирающий отец, призвав их, чтобы благословить, своим вну­т­ренним пророческим оком смотрит вдаль и видит При­мири­теля, который произойдет из колена Иудина. 
Продолжает повествование о главном герое Библии Мо­исей. Здесь важно отметить, что Моисея чтят иудеи, мусульмане и христиане. Он действительно был великим в глазах людей. Сам Бог свидетельствует о нем, что говорил с ним лицом к лицу и что это самый кротчайший человек на земле. Именно через Мо­и­сея Бог дает Израилю закон. И вот этот великий пророк пере­дает нам слова Бога: «Я воздвигну им Пророка из среды брать­­ев их, такого, как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет го­во­рить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Мо­­их, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взы­щу» (Втор. 18:1819). Заметьте, что послушание это­му Пророку должно быть абсолютным, так как это чревато пе­чальными по­следствиями. Уже в Новом Завете Петр более широко раскрывает значение Божьего слова «взыщу»: «И будет, что всякая душа, ко­торая не послушает Пророка того, ис­требится из народа» (Деян. 3:23). Другими словами, без по­слушания этому Пророку че­ловек приходит только к смерти. Поэтому уже тогда Моисей очень серьезно предупреждает Израиля, чтобы он слушал Проро­ка, или же главного героя Библии.
Однако не только еврейские пророки, но даже языческий про­рок Валаам, будучи вдохновленным Богом, не преминул упо­мянуть главного героя Библии: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава, и сокрушает всех сынов Си­фовых» (Чис. 24:17). Звезда символически указывает на свет, ко­торый проливается в мир через этого главного героя, а жезл го­ворит о силе, власти и суде Божьем, который совершит Он. 
Тема о власти и силе главного героя Библии и на устах еврей­ского поэта и царя Давида. Только здесь уже говорится о Нем не как о Пророке, а больше. Давид передает нам слова Самого Бога: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в на­следие Тебе и пределы земли во владение Тебе; Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника» (Пс. 2:79). 
Автор Послания к Евреям, цитируя вышеприведенное ме­с­то, предваряет его вопросом: «Ибо кому когда из Ангелов ска­зал Бог: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»? И еще: «Я буду Ему От­цом, и Он будет Мне Сыном»?» (Евр. 1:5). Здесь Дух Святой по­ка­зывает, что Иисус Христос выше ангелов. И напрасно не­ко­торые горебогословы стараются доказать, что Иисус Хрис­тос первоначально был архангелом. Никому из ангелов,  а архан­гелы тоже относятся к ангелам,  Бог не говорил: «Ты Сын мой». Итак, главный герой Библии выступает в качестве Сына Божь­его уже в Ветхом Завете.
Пророк Исаия тоже немало говорит о власти будущего Мес­сии, ассоциируя Его с различными образами: «И произойдет от­расль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и по­чи­ет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух со­вета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господ­ним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по прав­де, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его  истина» (Ис. 11:15).
Как видим, в данном месте Писания подчеркивается всеве­де­ние, мудрость, разум и справедливость Мессии. Ведение, прав­да, истина, благочестие и другие положительные качества при­су­щи Ему. Как один из поэтов сказал, что Он прямо в сердца глу­би­ну глядит. Мессия знает и то, о чем думает человек, и поэто­му Его суд будет объективным и лишенным ошибок и преврат­ностей.
Далее, одним из изумительных и глубочайших по своему зна­че­нию мест Ветхого Завета является следующее: «Ибо мла­де­нец родился нам  Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечно­сти, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укре­пить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Госпо­да Саваофа соделает это» (Ис. 9:67). Исаия называет этого Младе­н­ца: Бог крепкий. Давид, вторя ему, говорит: «Престол Твой, Бо­же, вовек; жезл правоты  жезл царства Твоего. Ты возлю­бил пра­вду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Бо­же, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Пс. 44:78). Помазание во времена Ветхого Завета имело такое зна­че­ние, как сегодня инаугурация Президента. Как видим, что здесь ста­тус Мессии еще больше повышается, потому что сказано, что Бог Богу дает полномасштабные полномочия для совершения ве­ли­кой миссии на земле.
Ветхий Завет утверждает, что Мессия придет на землю и к Его пришествию надо подготовиться: «Приготовьте путь Госпо­ду, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис. 40:3). По­след­ний же пророк Ветхого Завета говорит следующее: «Вот, Я по­сылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и вне­за­п­но придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ан­гел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Са­ваоф» (Мал. 3:1). Описание этого события происходит уже в Но­вом Завете.
2. Явление главного героя Библии в мир
Ветхий Завет является как бы прелюдией к большому и само­му главному событию вселенского масштаба. Закон Моисея, со­гласно словам Апостола Павла, является «де­то­водителем ко Хри­сту» (Гал. 3:24). Фактически, все евангелисты говорят об Иоан­не Крестителе, который пришел, для того что­бы приготовить лю­дей к принятию Иисуса Христа. А люди жили своей жизнью... Се­годня люди тоже мало думают о ду­ховных вопросах, но тщатель­но наблюдают за тем, что делают пре­зиденты, какие издают ука­зы, так как уверены, что их жизнь в ру­ках земных властителей. Это отчасти правда, но вся наша жизнь находится в руках Того, Кто дал нам ее. О рождении глав­ного героя Библии возвестили Ан­гелы. Вначале Мария узнала, что родит Царя всех людей, потом это стало известно Иосифу, затем  пастухам на Вифлеемских полях. Вот что Ангел говорит Марии о рождении Христа: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и на­речешь Ему имя: Иисус. Он будет ве­лик и наречется Сыном Все­вышнего, и даст Ему Господь Бог пре­стол Давида, отца Его; и бу­дет царствовать над домом Иакова во­веки, и Царству Его не бу­дет конца» (Лук. 1:3033). 
Из слов Ангела мы видим, что это Сын Всевышнего и Царь, Ко­то­рый будет царствовать во веки веков. Понятно, что в руках это­го Царя жизнь каждого жителя земли. Две тысячи лет тому на­зад Царь рождается и воинство небесное восклицает Ему, явив­шись пастухам на Вифлеемских полях. 
Затем мы читаем, что через определенное время, по вдо­хно­ве­нию свыше, старец Симеон идет в храм, и там встречается с уже рожденным Мессией, и возвещает о Нем, как о свете языч­ни­ков и славе народа Израиля, слушающим его людям. Старица Ан­на присоединяется к благовествованию Симеона. Но вот на сце­не появляется пророк Иоанн. Его задача предельно ясна: при­го­товить путь Господу. Он сам скажет, что пришел для того, что­бы Христос был явлен Израилю (Иоан. 1:31). Указывая на Ии­су­са Христа, Иоанн говорит: «Вот Агнец Божий, Который бе­рет на Себя грех мира» (Иоан. 1:29).
Теперь внимание даже учеников Иоанна приковано к Иису­су Христу. Некоторые из них оставляют Крестителя и следуют за Христом. Но Иоанн этому не перечит. Он заявляет: «Ему дол­ж­но расти, а мне умаляться» (Иоан. 3:30).
3. Подвиг главного героя Библии
Празднуя освобождение СССР от немецкофашис­­т­ских захватчиков, мы вспоминаем жертвенные под­виги наших солдат. Они сражались с врагами советского народа и были, как не­ко­то­рые говорят, полны к ним священной ненависти и бла­го­род­ной ярости. Но их жертвенность тускнеет перед жертвен­ностью Ии­су­са Христа. Он пришел для того, чтобы защитить от вечной по­ги­бели не Своих друзей, а врагов. Потому что мы, люди, были вра­га­ми Бога (Римл. 5:10). Восставши против Господа, люди взя­ли Иисуса Христа и, как говорит Апостол Петр, руками беззакон­ных убили (Деян. 2:23). Мы теперь знаем, что суд, совершенный над Христом, был в высшей степени неспра­ведливым. Мы также зна­ем, что Христос имел возможность укло­ниться от рук обви­ни­телей, уйти от суда, призвать легионы ан­гелов, которые в один миг уничтожили бы тех, кто пришел арес­товать Его. Но Он не сде­лал этого, потому что шел на стра­дание вместо врагов Своих, лю­бя их, предоставляя таким образом возможность быть им в Его Царстве. Его оружием были лю­бовь, смирение и послуша­ние до самой позорной и муче­нической смерти.
Одно дело, когда человека незаконно арестовали и он не мо­жет оправдаться, освободиться от своих недоброжелателей, и те издеваются над ним. Совсем другое было у Христа. Он был силь­нее Своих врагов и в любой миг мог посмеяться над ними, уй­дя из того капкана смерти, который был поставлен Ему. Но Он не сделал этого ради любви к ним. И победил! Многие из рас­пи­на­в­ших Его будут в раю. Он сделал их Своими друзьями, и это самый большой подвиг Господа Иисуса Христа. Потом Апос­тол Павел скажет: «Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за бла­го­детеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою лю­бовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы бы­ли еще грешниками» (Римл. 5:78).
Подвиг Христа имел свое продолжение, потому что после все­го позора, ужасных мук и смерти Он не остался в посмеянии, но на третий день воскрес из мертвых. Смерть сразила тысячи вое­на­чаль­ников и сильных мира этого. Великие и уважаемые пол­ко­водцы: Александр Македонский, Мухамед, Наполеон, Жу­ков и многие другие  сражены смертью и не могут поднять камен­ные плиты над своим бездыханным телом. Но вели­чайший из всех воинов любви  Господь Иисус Христос  отвалил тя­желый ка­мень, который был привален к Его гробу. Небо и земля осве­ти­лись светом Его славного воскресения. Свой под­виг любви к гре ­ш­никам Он запечатлел воскресением из мер­твых.
4. Власть на земле и на небе
«И, приблизившись, Иисус сказал им: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле»» (Матф. 28:18)  это слова Воскресшего Ии­су­са Христа. Эта власть по праву принадлежала Ему изначально, по­то­му что Апостол Павел говорит: «Ибо Им создано все, что на не­бе­сах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, гос­под­ства ли, начальства ли, власти ли,  все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1:1617). Если Он есть Создатель всего и все Им стоит, то оно по праву принад­ле­жит Ему. Но дьявол в своей гордыне не покорился Иисусу Христу, увлек за собой некоторых ангелов и путем обольщения - и людей. Через Свою смерть и воскресение Христос отнял «силы у на­чальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол. 2:15).
Христос вознесен теперь на самый высокий трон. Читая кни­­гу Откровение, мы находим, что Он назван Царем царей и Гос­­по­дом господствующих. Зимой 2004 года Ахмат Кадыров пред­ло­жил оставить на президентском посту Владимира Путина по­жиз­ненно. Даже если бы это и произошло, то все равно при­хо­дит время  и всякий Президент сходит со своего престола, по­то­му что смерть сражает всех. Но, заняв самый высокий трон, Хри­с­тос уже не подвержен смерти и, как сказал Ангел Марии, «бу­дет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не бу­дет конца» (Лук. 1:33). То же самое повторяется в книге Откро­ве­ние: «Царство мира соделалось царством Господа нашего и Хри­ста Его и будет царствовать во веки веков» (Откр. 11:15).
∗∗∗
У каждой книги есть свой главный герой, который играет гла­в­ную роль в определенном месте и в определенное время. Не велика беда, если мы не знаем, кто является главным героем про­из­ведения Льва Толстого «Воскресение» или произведения Фе­до­ра Достоевского «Преступление и наказание», но не знать, Кто является главным героем Библии, не только должно быть сты­д­но, но и угрожает нашей личной безопасности. Христос  это главный герой всей истории человечества. Он герой для каж­до­го человека. Он герой всей Вселенной, и Его жизненно необ­хо­димо знать. Перед Ним необходимо преклониться, Ему поко­рить­ся. Он является достойным примером подражания для каж­до­го жителя Земли, в том числе и для тебя, дорогой читатель. 
В этой первой статье о Христе мы бегло рассуждали о глав­ном Герое Библии. Далее будем говорить о Нем более детально, и эти рассуждения принесут нам благословение, потому что че­рез это ты прикоснешься к благодати Господа Иисуса Христа.

© Василий Трубчик

Иисус Христос, Библия

Previous post Next post
Up