Библия, как и все книги, имеет своих главных и второстепенных героев. Одни личности в ней только названы, другие упоминаются без своих имен, а вот у главного героя Библии много имен, образов и названий. И Библия считается книгой книг только потому, что ее героем является действительно достойная личность. Печально, что множество людей знают об этой личности только по наслышке, так и не удосужившись познакомиться с ней на страницах Библии. Но не ради простого интереса надо знакомиться с главным героем этой книги, а потому что Он имеет непосредственное отношение к нашему прошлому, настоящему и будущему. Его надо знать!
1. За кулисами Ветхого Завета
В Ветхом Завете главный герой Библии находится как бы за кулисами. О Нем говорят фактически все пророки, давая зарисовки из Его жизни и Царства, но во всей полноте Он не предстает пред взором читателя.
Начиная с третьей страницы Библии, мы находим описание великой трагедии человека. Будучи обольщен сатаной, он перестал слушать Бога, совершил грех, встал на путь войны со своим Творцом и приобрел себе в наследие «хлеб в поте лица», болезнь и смерть. В своей борьбе против болезней и смерти человек в конечном итоге проигрывает, кем бы он ни был, царем или крестьянином, великим ученым или невеждой, мужественным воином или малодушным мужичком. В конце концов, человек поднимает руки вверх и предается в холодные объятия страшной смерти.
Но еще там, в раю, после согрешения человека Бог не оставляет его в таком жалком и безнадежном состоянии, а обещает, что змея, или дьявола, семя жены будет поражать в голову (Быт. 3:15). «Семя жены» это первое прямое упоминание о главном герое Библии. Об этом семени мы читаем и в последующих главах и книгах Писания. Вот как звучит обетование Бога Аврааму: «И благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего» (Быт. 22:18). Человек навлек на себя великое проклятие через грехопадение. Но вот Бог избирает Авраама, чтобы в последуещем через его семя благословить все народы земли. Это благословение выражается в возвращении людям тех великих благ, которые они имели в Едеме, даже более того. Эти блага включают в себя вечную жизнь без страданий, болезней и слез.
Но как может человек получить благословение, когда между ним и Богом нарушен мир? На этот вопрос отвечает Иаков: «Не отойдет скипетр от Иуды и законодатель от чресл его, доколе не придет Примиритель, и Ему покорность народов» (Быт. 49:10). Здесь идет речь тоже о главном герое Библии, который выступает в роли примирителя. Посредством согрешения человека в его жизнь пришли вражда и война. Уже в раю, после согрешения, между Адамом и Евой нет гармонии. Муж начинает во всех смертных грехах винить жену, а та старается переложить ответственность на змея. Последовало изгнание из рая, и уже в четвертой главе книги Бытие мы находим величайшую трагедию, так как между двумя верующими в Бога братьями, которые приносили Господу жертвы, возникает вражда. И впоследствии Каин убивает своего кровного брата Авеля. Из диалога Каина с Богом мы видим, что человек отвергает увещевания своего Творца: Каин упорно идет на совершение преступления и потом изгоняется от лица Божьего.
Жизнь людей продолжается, и они развращаются до такой степени, что Бог не мог дальше смотреть на беззакония человечества. Библия говорит: «И раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем» (Быт. 6:6). Может ли Бог в чемлибо раскаиваться? Разве Он может чтото сделать неправильно? Нет! Человек был сотворен прекрасным и помещен в замечательные условия жизни. Но последующая деградация человека довела его до ужасного положения и почти полного истребления. Что случилось с людьми? Библия говорит, что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время. Можете ли вы представить себе человека, который все время замышляет, как сделать зло? И не только думает, но и постоянно делает это. Автор Библии не дает примеров того, что стоит за этими словами, но вот, когда идет описание развращения людей в Содоме и Гоморре, там мы находим, что, едва ангелы в образе людей вошли в дом Лота, развращенные люди окружили его дом, требуя вывести гостей на улицу, чтобы публично изнасиловать их. Таким образом, мы видим, что люди погибают от своих грехов. И даже в семье патриарха Иакова возникло большое напряжение среди его сыновей. На смертном одре Иаков, благословляя их, говорит о том, что придет Примиритель. Это особенно актуально, ввиду того что среди сыновей Иакова не было мира. Они проявили особую жестокость по отношению к своему брату Иосифу, хотели убить его, но, посоветовавшись, решили продать в рабство. Продолжительное время они не хотели признать свою вину. Отец умирал, а они все еще не попросили прощения у брата за предательство. Элемент вражды оставался. Умирающий отец, призвав их, чтобы благословить, своим внутренним пророческим оком смотрит вдаль и видит Примирителя, который произойдет из колена Иудина.
Продолжает повествование о главном герое Библии Моисей. Здесь важно отметить, что Моисея чтят иудеи, мусульмане и христиане. Он действительно был великим в глазах людей. Сам Бог свидетельствует о нем, что говорил с ним лицом к лицу и что это самый кротчайший человек на земле. Именно через Моисея Бог дает Израилю закон. И вот этот великий пророк передает нам слова Бога: «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого, как ты, и вложу слова Мои в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему; а кто не послушает слов Моих, которые Пророк тот будет говорить Моим именем, с того Я взыщу» (Втор. 18:1819). Заметьте, что послушание этому Пророку должно быть абсолютным, так как это чревато печальными последствиями. Уже в Новом Завете Петр более широко раскрывает значение Божьего слова «взыщу»: «И будет, что всякая душа, которая не послушает Пророка того, истребится из народа» (Деян. 3:23). Другими словами, без послушания этому Пророку человек приходит только к смерти. Поэтому уже тогда Моисей очень серьезно предупреждает Израиля, чтобы он слушал Пророка, или же главного героя Библии.
Однако не только еврейские пророки, но даже языческий пророк Валаам, будучи вдохновленным Богом, не преминул упомянуть главного героя Библии: «Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава, и сокрушает всех сынов Сифовых» (Чис. 24:17). Звезда символически указывает на свет, который проливается в мир через этого главного героя, а жезл говорит о силе, власти и суде Божьем, который совершит Он.
Тема о власти и силе главного героя Библии и на устах еврейского поэта и царя Давида. Только здесь уже говорится о Нем не как о Пророке, а больше. Давид передает нам слова Самого Бога: «Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя; проси у Меня, и дам народы в наследие Тебе и пределы земли во владение Тебе; Ты поразишь их жезлом железным; сокрушишь их, как сосуд горшечника» (Пс. 2:79).
Автор Послания к Евреям, цитируя вышеприведенное место, предваряет его вопросом: «Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: «Ты Сын Мой, Я ныне родил Тебя»? И еще: «Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном»?» (Евр. 1:5). Здесь Дух Святой показывает, что Иисус Христос выше ангелов. И напрасно некоторые горебогословы стараются доказать, что Иисус Христос первоначально был архангелом. Никому из ангелов, а архангелы тоже относятся к ангелам, Бог не говорил: «Ты Сын мой». Итак, главный герой Библии выступает в качестве Сына Божьего уже в Ветхом Завете.
Пророк Исаия тоже немало говорит о власти будущего Мессии, ассоциируя Его с различными образами: «И произойдет отрасль от корня Иессеева, и ветвь произрастет от корня его; и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия; и страхом Господним исполнится, и будет судить не по взгляду очей Своих и не по слуху ушей Своих решать дела. Он будет судить бедных по правде, и дела страдальцев земли решать по истине; и жезлом уст Своих поразит землю, и духом уст Своих убьет нечестивого. И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его истина» (Ис. 11:15).
Как видим, в данном месте Писания подчеркивается всеведение, мудрость, разум и справедливость Мессии. Ведение, правда, истина, благочестие и другие положительные качества присущи Ему. Как один из поэтов сказал, что Он прямо в сердца глубину глядит. Мессия знает и то, о чем думает человек, и поэтому Его суд будет объективным и лишенным ошибок и превратностей.
Далее, одним из изумительных и глубочайших по своему значению мест Ветхого Завета является следующее: «Ибо младенец родился нам Сын дан нам; владычество на раменах Его, и нарекут имя Ему: Чудный, Советник, Бог крепкий, Отец вечности, Князь мира. Умножению владычества Его и мира нет предела на престоле Давида и в царстве его, чтобы Ему утвердить его и укрепить его судом и правдою отныне и до века. Ревность Господа Саваофа соделает это» (Ис. 9:67). Исаия называет этого Младенца: Бог крепкий. Давид, вторя ему, говорит: «Престол Твой, Боже, вовек; жезл правоты жезл царства Твоего. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих» (Пс. 44:78). Помазание во времена Ветхого Завета имело такое значение, как сегодня инаугурация Президента. Как видим, что здесь статус Мессии еще больше повышается, потому что сказано, что Бог Богу дает полномасштабные полномочия для совершения великой миссии на земле.
Ветхий Завет утверждает, что Мессия придет на землю и к Его пришествию надо подготовиться: «Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему» (Ис. 40:3). Последний же пророк Ветхого Завета говорит следующее: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел завета, Которого вы желаете; вот, Он идет, говорит Господь Саваоф» (Мал. 3:1). Описание этого события происходит уже в Новом Завете.
2. Явление главного героя Библии в мир
Ветхий Завет является как бы прелюдией к большому и самому главному событию вселенского масштаба. Закон Моисея, согласно словам Апостола Павла, является «детоводителем ко Христу» (Гал. 3:24). Фактически, все евангелисты говорят об Иоанне Крестителе, который пришел, для того чтобы приготовить людей к принятию Иисуса Христа. А люди жили своей жизнью... Сегодня люди тоже мало думают о духовных вопросах, но тщательно наблюдают за тем, что делают президенты, какие издают указы, так как уверены, что их жизнь в руках земных властителей. Это отчасти правда, но вся наша жизнь находится в руках Того, Кто дал нам ее. О рождении главного героя Библии возвестили Ангелы. Вначале Мария узнала, что родит Царя всех людей, потом это стало известно Иосифу, затем пастухам на Вифлеемских полях. Вот что Ангел говорит Марии о рождении Христа: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» (Лук. 1:3033).
Из слов Ангела мы видим, что это Сын Всевышнего и Царь, Который будет царствовать во веки веков. Понятно, что в руках этого Царя жизнь каждого жителя земли. Две тысячи лет тому назад Царь рождается и воинство небесное восклицает Ему, явившись пастухам на Вифлеемских полях.
Затем мы читаем, что через определенное время, по вдохновению свыше, старец Симеон идет в храм, и там встречается с уже рожденным Мессией, и возвещает о Нем, как о свете язычников и славе народа Израиля, слушающим его людям. Старица Анна присоединяется к благовествованию Симеона. Но вот на сцене появляется пророк Иоанн. Его задача предельно ясна: приготовить путь Господу. Он сам скажет, что пришел для того, чтобы Христос был явлен Израилю (Иоан. 1:31). Указывая на Иисуса Христа, Иоанн говорит: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Иоан. 1:29).
Теперь внимание даже учеников Иоанна приковано к Иисусу Христу. Некоторые из них оставляют Крестителя и следуют за Христом. Но Иоанн этому не перечит. Он заявляет: «Ему должно расти, а мне умаляться» (Иоан. 3:30).
3. Подвиг главного героя Библии
Празднуя освобождение СССР от немецкофашистских захватчиков, мы вспоминаем жертвенные подвиги наших солдат. Они сражались с врагами советского народа и были, как некоторые говорят, полны к ним священной ненависти и благородной ярости. Но их жертвенность тускнеет перед жертвенностью Иисуса Христа. Он пришел для того, чтобы защитить от вечной погибели не Своих друзей, а врагов. Потому что мы, люди, были врагами Бога (Римл. 5:10). Восставши против Господа, люди взяли Иисуса Христа и, как говорит Апостол Петр, руками беззаконных убили (Деян. 2:23). Мы теперь знаем, что суд, совершенный над Христом, был в высшей степени несправедливым. Мы также знаем, что Христос имел возможность уклониться от рук обвинителей, уйти от суда, призвать легионы ангелов, которые в один миг уничтожили бы тех, кто пришел арестовать Его. Но Он не сделал этого, потому что шел на страдание вместо врагов Своих, любя их, предоставляя таким образом возможность быть им в Его Царстве. Его оружием были любовь, смирение и послушание до самой позорной и мученической смерти.
Одно дело, когда человека незаконно арестовали и он не может оправдаться, освободиться от своих недоброжелателей, и те издеваются над ним. Совсем другое было у Христа. Он был сильнее Своих врагов и в любой миг мог посмеяться над ними, уйдя из того капкана смерти, который был поставлен Ему. Но Он не сделал этого ради любви к ним. И победил! Многие из распинавших Его будут в раю. Он сделал их Своими друзьями, и это самый большой подвиг Господа Иисуса Христа. Потом Апостол Павел скажет: «Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Римл. 5:78).
Подвиг Христа имел свое продолжение, потому что после всего позора, ужасных мук и смерти Он не остался в посмеянии, но на третий день воскрес из мертвых. Смерть сразила тысячи военачальников и сильных мира этого. Великие и уважаемые полководцы: Александр Македонский, Мухамед, Наполеон, Жуков и многие другие сражены смертью и не могут поднять каменные плиты над своим бездыханным телом. Но величайший из всех воинов любви Господь Иисус Христос отвалил тяжелый камень, который был привален к Его гробу. Небо и земля осветились светом Его славного воскресения. Свой подвиг любви к гре шникам Он запечатлел воскресением из мертвых.
4. Власть на земле и на небе
«И, приблизившись, Иисус сказал им: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле»» (Матф. 28:18) это слова Воскресшего Иисуса Христа. Эта власть по праву принадлежала Ему изначально, потому что Апостол Павел говорит: «Ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит» (Кол. 1:1617). Если Он есть Создатель всего и все Им стоит, то оно по праву принадлежит Ему. Но дьявол в своей гордыне не покорился Иисусу Христу, увлек за собой некоторых ангелов и путем обольщения - и людей. Через Свою смерть и воскресение Христос отнял «силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» (Кол. 2:15).
Христос вознесен теперь на самый высокий трон. Читая книгу Откровение, мы находим, что Он назван Царем царей и Господом господствующих. Зимой 2004 года Ахмат Кадыров предложил оставить на президентском посту Владимира Путина пожизненно. Даже если бы это и произошло, то все равно приходит время и всякий Президент сходит со своего престола, потому что смерть сражает всех. Но, заняв самый высокий трон, Христос уже не подвержен смерти и, как сказал Ангел Марии, «будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» (Лук. 1:33). То же самое повторяется в книге Откровение: «Царство мира соделалось царством Господа нашего и Христа Его и будет царствовать во веки веков» (Откр. 11:15).
∗∗∗
У каждой книги есть свой главный герой, который играет главную роль в определенном месте и в определенное время. Не велика беда, если мы не знаем, кто является главным героем произведения Льва Толстого «Воскресение» или произведения Федора Достоевского «Преступление и наказание», но не знать, Кто является главным героем Библии, не только должно быть стыдно, но и угрожает нашей личной безопасности. Христос это главный герой всей истории человечества. Он герой для каждого человека. Он герой всей Вселенной, и Его жизненно необходимо знать. Перед Ним необходимо преклониться, Ему покориться. Он является достойным примером подражания для каждого жителя Земли, в том числе и для тебя, дорогой читатель.
В этой первой статье о Христе мы бегло рассуждали о главном Герое Библии. Далее будем говорить о Нем более детально, и эти рассуждения принесут нам благословение, потому что через это ты прикоснешься к благодати Господа Иисуса Христа.
© Василий Трубчик