Надеюсь, что Бог позволит мне в этом году издать книгу под названием "Зачем нам Бог?" Одна из глав называется "Без Бога мы обречены". Предлагаю вашему вниманию отрывок из этой главы.
Тонущий Титаник
1. А что потом?
Некоторые люди берут себе на вооружение мысль не думать о том что же будет потом. Но, увы, таких мыслей не избежать! Они сами по себе приходят, когда человек встречается с какими-то потрясениями.
Только что прочитал сообщение, что 11 февраля 2018 года в Подмосковье самолет Саратовских авиалиний АН-148 потерпел крушение. Все люди, находившиеся на борту самолета погибли. Вчитываюсь в фамилии погибших. Нахожу среди них одинаковые... Кто-то летел с женой, кто-то с ребенком… Всматриваюсь в молодые лица погибших, опубликованные в интернете. Жизнь всех оборвалась… А что потом?
Известный русский религиозный мыслитель Николай Бердяев писал:
“Человек не может определить себя только перед жизнью, он должен определить себя и перед смертью, должен жить, зная, что умрет. Смерть есть самый важный факт человеческой жизни, и человек не может достойно жить, не определив свое отношение к смерти. Кто строит свою жизнь, закрыв глаза на смерть, тот проигрывает дело жизни, хотя бы жизнь его была удачной.
Достижение полноты жизни связано с победой над смертью. Современные люди склонны видеть признак мужества и силы в забвении о смерти, им это кажется бесстрашием. В действительности забвение о смерти есть не мужество и бесстрашие, а низость и поверхностность. Человек должен преодолеть животный страх смерти, этого требует достоинство человека.
Но глубокое отношение к жизни не может не быть связано с трансцендентным ужасом перед тайной смерти, ничего общего не имеющего с животным страхом. Низким является забвение о смерти других людей, не только о смерти близких, но и смерти всякого живого существа. В этом забвении есть предательство, ибо все за всех ответственны и все имеют общую участь.
"Участь сынов человеческих и участь животных - участь одна: как те умирают, так умирают и эти", - говорит Экклезиаст. Долг по отношению к умершим острее всех сознавал Н.Феодоров, который видел в "общем деле" борьбы против смерти сущность христианства (см. книгу Н.Феодорова "Философия общего дела"). Без решения вопроса о смерти, без победы над смертью личность не может себя реализовать. И отношение к смерти не может не быть двойственным.
Смерть есть величайшее и предельное зло, источник всех зол, результат грехопадения, ибо всякое существо сотворено для вечной жизни. Христос пришел прежде всего победить смерть, вырвать жало смерти. Но смерть в падшем мире имеет и положительный смысл, ибо свидетельствует отрицательным путем о существовании высшего смысла.
Бесконечная жизнь в этом мире была бы лишена смысла. Положительный смысл смерти в том, что полнота жизни не может быть реализована во времени, не только в конечном времени, но и во времени бесконечном. Полнота жизни может быть реализована лишь в вечности, лишь за пределами времени, во времени жизнь остается бессмысленной, если она не получила смысла от вечности. Но выход из времени в вечность есть скачок через бездну. В мире падшем этот скачок через бездну именуется смертью. (Н.А.Бердяев.
“Проблема человека” )
Итак, каждый человек с самого детства должен определить свое отношение к смерти. Невозможно оградить себя от реальности, сопровождающей нашу жизнь. Лев Толстой как-то сказал: “В мире все призрачно, одна смерть реальна”.
Согласно официальной версии, основатель буддизма Сиддхартха Гаутама был огражден своим отцом от реальной жизни и не видел ни смерти, ни страданий. Но на тридцатом году своей жизни, Сиддхартха в сопровождении колесничего Чанны выбрался за пределы дворца. Там он впервые увидел «четыре зрелища», изменившие всю его последующую жизнь: нищего старика, больного человека, разлагающийся труп и отшельника. Гаутама тогда осознал суровую реальность жизни - что болезни, мучения, старение и смерть неизбежны и ни богатства, ни знатность не могут защитить от них, и что путь самопознания - единственный путь для постижения причин страданий. Это подвигло Гаутаму на тридцатом году жизни оставить свой дом, семью и имущество и отправиться на поиски пути для избавления от страданий. (
Источник).
Гаутама познал, что старение и смерть неизбежны. Многие люди упорно закрывают глаза и не хотят это видеть, но от этого положение вещей не меняются. Осознанно или подсознательно человек понимает это.
2. Человек на каждом шагу ощущает неприятное дыхание смерти
Не знаю, как Будда смог до тридцати лет не встречаться ни с болезнью, ни со смертью, но я понял что есть смерть с самого раннего возраста. Мне было, вероятно, всего лет пять, когда нашу деревню облетела весть, что один мальчик утонул. Его хоронили. Тогда дороги в деревне были плохие. Микроавтобусов или специально оборудованных легковых автомобилей еще не было. Тело мальчика везли на грузовом автомобиле. Плакальщицы сидели вокруг гроба в кузове автомобиля и причитали.
Я помню пронзительные страшные вопли женщин… Случилось что-то непоправимое. Люди были в отчаянии.
Смерть вошла и в наш дом, когда мне всего лишь исполнилось шесть лет - умерла моя мама. Я помню как рано утром меня с братом поднял отец и отослал пасти коров. Это было в июне 1964 года. Я так и не понял, что происходит в нашем доме. Должен был появиться на белый свет очередной ребенок.
Видео: "Шесть причин страдания христианина" Когда мы с братом гнали коров на обед, нас встретил отец весь в слезах, сказав, что наша мама умерла. Я до конца не понял что это значит. Не помню особой боли и страдания в своем сердце по этому поводу.
После похорон мамы мне казалось, что она снова придет и станет хлопотать возле печки, готовить нам кушать. Но она не пришла...
Смерть не обходит ни один дом. С той поры, как мы похоронили маму, мне часто приходилось быть на похоронах и думать о временности нашей жизни. Смерть снова и снова заходила в наш дом, забирая очередные свои жертвы. Она однажды нежданно нагрянет и в твою квартиру или дом и к ней надо быть готовым.
Нельзя сказать, что смерть не предупреждает нас и совсем неожиданно приходит. Смерть посылает свои позывные через боли в нашем организме, через хронические болезни, через морщины на лице, через то как мы интенсивно теряем волосы на голове… Кто-то сказал: «Не спрашивай о ком звонят колокола, они звонят о тебе».
Смерти подвластны все люди. Она имеет самую большую власть в этой жизни над живущими на земле. Люди стараются освободиться от ига или власти смерти, но все ученые, знаменитости, те кто проповедует вечную молодость… один за другим попадают в костлявые руки смерти. Она не щадит никого.
Апостол Павел называет смерть последним врагом: «Последний же враг истребится - смерть» (1Кор.15:26).