Давид убежал в пустыню от гнева и зависти своего начальника - царя Саула один. Он никого не агитировал, никого не звал на свою сторону, да и не было куда звать. У него не было ни дома, ни серебра, ни золота, ни полей, ни огородов. Везде куда они ни заходил были сыщики Саула, которые доносили врагу Давида, что он находится в таком-то месте.
Так что Давиду приходилось постоянно бегать от своего преследователя, скрываться на вражеских территориях, в пустынях и пещерах. И при всем этом все больше людей приходило к Давиду и оставалось с ним. Наконец, мы читаем: "Так с каждым днем приходили к Давиду на помощь до того, что его ополчение стало велико, как ополчение Божие". (1 Пар. 12:22).
Что же так привлекало людей к этому изгнанному и преследуемому человеку? Хочу обозначить семь моментов из жизни Давида, которые, как мне кажется, стали ключевыми в том, что так много стеклось народа к нему еще до того как он официально стал царем:
1. Опорой и надеждой Давида во всех его бедствиях был Господь, поэтому бывший пастух и будущий царь был тверд во всех путях своих. В то же самое время, официальный предводитель Израиля Саул не имел уверенности и твердости, так что ему пришлось обращаться даже к ворожее, чтобы узнать, что делать.
2. Давид постоянно советовался с Господом как ему поступать в данной ситуации. И люди видели, что Бог помогает их лидеру. Вспомните, к примеру случай в г.Кеиль: "И сказал Давид: "Господи Боже Израилев! раб Твой услышал, что Саул хочет придти в Кеиль, разорить город ради меня. Предадут ли меня жители Кеиля в руки его? И придет ли сюда Саул, как слышал раб Твой? Господи Боже Израилев! открой рабу Твоему". И сказал Господь: "Придет". И сказал Давид: "Предадут ли жители Кеиля меня и людей моих в руки Саула?" И сказал Господь: "Предадут". (1 Цар. 23:10-12). Узнав от Господа, что будет с ним, он искал более безопасное место.
Как часто мы не знаем, что делать и никто не может дать надежный совет. Христианин знает куда и к кому обращаться.
3. Давид был мужественным человеком. Это мужество сформировалось в нем еще задолго до того как он был взят во дворец царя. Помните что говорит он Саулу, перед тем как вступить в единоборство с Голиафом? Вот их диалог: "И сказал Саул Давиду:
- Не можешь ты идти против этого Филистимлянина, чтобы сразиться с ним, ибо ты еще юноша, а он воин от юности своей. - И сказал Давид Саулу:
- Раб твой пас овец у отца своего, и когда, бывало, приходил лев или медведь и уносил овцу из стада, то я гнался за ним и нападал на него и отнимал из пасти его; а если он бросался на меня, то я брал его за космы и поражал его и умерщвлял его; и льва и медведя убивал раб твой, и с этим Филистимлянином необрезанным будет то же, что с ними, потому что так поносит воинство Бога живаго. - И сказал Давид: Господь, Который избавлял меня от льва и медведя, избавит меня и от руки этого Филистимлянина. И сказал Саул Давиду:
- Иди, и да будет Господь с тобою". (1 Цар. 17:33-37).
Такое мужество и такой результат упования на Бога не могли не привлекать, особенно молодых, людей к Давиду.
4. Давид был милосердным человеком. Он понимал и признавал свою греховность перед Богом, нуждался в прощении Божьем и поэтому писал: "С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним - искренно, с чистым - чисто, а с лукавым - по лукавству его…" (Пс. 17:26,27). Жестокий и мстительный человек остается одиноким, потому что не умеет прощать. Он холоден к другим и видит только их, а не свои грехи. Но Давид миловал и прощал людей, поэтому они с ним оставались до конца.
5. Людей привлекала к Давиду его честность. Он не скрывал своих грехов. Они могли ему прямо в очи сказать о его недостатках. Помните, как пророк Нафан его обличал за Вирсавию? Помните, как его военначальник Иоав упрекал Давида за то что тот пренебрег народом? И царь принял эти обличения. Такая открытость и честность привлекали людей к Давиду. Он не прикидывался совершенным, не скрывал своих согрешений, а исповедовал их.
6. Давид дорожил людьми. Многие самодуры подставляли под меч своих людей, могли из-за какой-то своей прихоти погубить много народа. Давид не был таковым. Однажды, правда, ему очень захотелось попить воды из родного колодца, что в Вифлееме, а там в это время стоял охранный отряд филистимлян. И вот вызвались три мужественных человека из окружения Давида, пробились сквозь стан филистимский, почерпнули воды и принесли ее Давиду, на что тот отреагировал следующим образом: "Тогда эти трое пробились сквозь стан Филистимский и почерпнули воды из колодезя Вифлеемского, что у ворот, и взяли, и принесли Давиду. Но Давид не захотел пить ее и вылил ее во славу Господа, и сказал: сохрани меня Господь, чтоб я сделал это! Стану ли я пить кровь мужей сих, полагавших души свои! Ибо с опасностью собственной жизни они принесли воду. И не захотел пить ее" (1 Пар. 11:18,19).
Думаю, что такой поступок предводителя показал его подопечным не только ценность их жизни в глазах его, но и ценность их самих. Так что они могли быть верными ему.
К сожалению, многие пасторы, руководители дорожат больше вещами или деньгами, нежели людьми. Скажу больше, некоторые дорожат больше выдуманной истиной, больше нежели людьми или выдуманной репутацией церкви, нежели людьми. Это является большой проблемой того почему люди разбегаются из церквей, где таковые руководители.
7. Давид боялся посягнуть на Божье, на то что Господь благословил. Было несколько случаев, когда у Давида появилась реальная возможность убить Саула и при чем не своими руками. Но он категорически запретил это делать своим друзьям, потому что знал, что Саул - это помазанник Божий и отдавал его в руки Господни.
Есть люди, о которых говорят, что они без царя в голове и без Бога в сердце, но у Давида было как одно, так и другое. Это совсем не значит, что Давид соглашался с неправедными поступками Саула - своего царя, но он уважал его и не поднял на него своей руки.
Здесь снова у Давида проявляется упование на Господа и он не остался в стыде. Более того, Давид искренне скорбел, когда погиб Саул и его сыновья. Скорбь Давида выразилась в том, что он написал по поводу смерти царя Саула плачевную песнь. Согласитесь, что для этого надо действительно прийти в какое-то внутреннее движение и уделить время на написание стихотворения.