Многие люди задают вопрос об относительной "невинности" греха Адама и Евы. Разве можно было за такой незначительный проступок изгонять их из рая? Разве мог бы какой-либо родитель так поступить со своим ребенком, который всего лишь взял без спроса и съел то что ему было не положено.
Томас Ватсон (17-ый век) предлагает свой ответ на этот вопрос.
В собрании пуритан
В чем же проявляется его тяжесть? Ведь имел место всего лишь raptus pomi (захват яблока). Такая ли большая важность в том, чтобы сорвать яблоко?
Грех был совершен против бесконечного Бога. Это был malum complexum, сложный грех, так как многое переплеталось в нем. Как сказал Цицерон в отношении убийства родителей: «Повинный в этом, Plurima committit peccata in uno, совершает много грехов в одном», так и в этот один грех Адама вплелось много грехов. Это был многослойный грех, цепь со многими звеньями. Он включал в себя десять грехов.
Во-первых, неверие. Наши прародители не поверили, что сказанное Богом было правдой. Господь сказал, что, отведав плод этого дерева, они смертью умрут в тот же день. Но Адам и Ева не поверили в возможность такого исхода. Для них звучало неубедительно, что такой прекрасный плод грозит им смертью. Так, по неверию своему, они представили Бога лжецом. Даже хуже, они поверили дьяволу, а не Богу.
Во-вторых, неблагодарность, что является миниатюрным изображением всех грехов. Адам совершил свой грех посреди рая. Бог даровал ему множество милостей, запечатлел на нем Свой образ, поставил его правителем мира, разрешил ему есть (за одним-единственным исключением) плоды всех деревьев в саду. И после всего этого человек берет запретный плод! Какая чудовищная неблагодарность! Как если бы белую шерсть окрасили в кроваво-красный цвет. Когда глаза Адама открылись, он увидел, что натворил, отчего ему стало стыдно, и он спрятался. Разве может согрешивший посреди рая смотреть Богу в глаза, не краснея при этом?
В-третьих, в грехе Адама проявилось недовольство. Не будь он недовольным, он никогда не стал бы искать путь, как изменить свое состояние. Только подумать! У Адама было все, он мало чем отличался от ангелов, он носил одежду праведности, его венчала райская слава, однако он был недоволен. Ему хотелось чего-то большего. Называться просто творением - недостаточно, он хотел иметь ранг повыше. Каким необъятным было сердце Адама: целый мир не мог заполнить его!
В-четвертых, гордость. Человеку захотелось уподобиться Богу. Этот червь, не более чем еще одно пресмыкающееся из праха, теперь притязает на Божественность. «Вы будете, как боги», - сказал сатана. И Адам понадеялся, что так оно и будет, предположив, что древо познания откроет ему глаза и сделает всеведущим. Но, взбираясь слишком высоко, он упал.
В-пятых, непокорность. Бог сказал: «Не ешь от этого дерева». Но Адам пожелал вкусить, хотя это и стоило ему жизни. Непокорность - это грех против справедливости. По справедливости, нам следует служить Тому, Кто дал нам жизнь. Бог дал Адаму все необходимое для жизни, поэтому справедливость требует от него преданности Богу. Разве должен Бог терпеть, когда у Него на глазах попираются Его же законы? Именно это заставило Бога установить на границе сада пламенный меч обращающийся.
В-шестых, любопытство. Адам сунул нос не в свое дело, в то, что ему не принадлежало. Бог «поразил жителей Вефсамиса за то, что они заглядывали в ковчег» (1 Цар.6:19). Человек пытался выведать Божьи тайны и вкусить запретное.
В-седьмых, расточительность. Несмотря на то, что у Адама был богатый выбор - все другие деревья, его аппетит непомерно разыгрался и ему захотелось запретного плода. Так поступал и Израиль: когда Бог посылал ему манну небесную, пищу ангелов, народу хотелось перепелов. Ему недостаточно, чтобы Бог восполнял его нужды, если Господь не удовлетворяет еще и похоти. Адам обладал не только всем необходимым для жизни - у него было все для радости. Однако его непомерный аппетит пожелал запретного плода.
В-восьмых, святотатство. Древо познания совсем не принадлежало Адаму, однако он взял от него и совершил святотатство, ограбив Бога. Когда Гарпала ограбил храм и похитил серебряные сосуды, это считалось великим преступлением. Какое же преступление совершил Адам, украв плод дерева, которое Бог особым образом отделил Себе! Святотатство - это двойная кража.
В-девятых, убийство. Адам был представителем всего человечества, и все его потомки оказались вовлеченными в его действия. Таким образом, согрешив, он тот час же погубил бы все свое потомство, если бы не вмешалась благодать. Если кровь Авеля громко взывала к Богу: «Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли» (Быт.4:10), то как же громко вопиет кровь всего Адамова потомства против него, прося об отмщении!
В-десятых, самонадеянность. Адам рассчитывал на Божью милость. Он сам себя благословил, говоря, что будет мир. И думал, что, несмотря на свое преступление, он не умрет. И что Бог, скорее отменит Свое постановление, чем накажет его. Какая самонадеянность! Каким отвратительным грехом стало нарушение Адамом завета!
Один грех может заключать в себе множество грехов. Мы склонны думать о грехе легкомысленно и говорить: «Он же мал». Как много грехов заключал в себе грех Адама! Будьте бдительны в отношении любого греха! Как в одной книге может быть собрано много произведений, так и в одном грехе может быть собрано много грехов.
Страшные последствия. Из-за греха человеческое естество стало тленным. Какой силой обладает яд, если одна его капля способна отравить целый океан? И каким смертоносным оказался грех Адама, отравивший все человечество и навлекший на людей проклятие, которое смог снять только Тот, Кто сделался проклятием за нас!