Президент организации "Координация христиан Востока, оказавшихся в опасности" Патрик Карам в статье для
Le Figaro пессимистически оценивает шансы проживающих на Ближнем Востоке христиан на выживание.
Сегодня положение христиан ухудшилось во многих странах, но особенно - в Ираке и Сирии, констатирует Карам. В Ираке в 1977 году проживало более 2 млн христиан, в 1987-м - 1,25 млн, перед захватом Мосула исламистами - всего 400-500 тысяч.
Вторжение ИГИЛ (запрещенная в РФ организация. - Прим. ред.) в долину Ниневии, этот исторический бастион христиан, стало поворотным моментом: после этого семьи христиан и езидов устремились в Европу и возвращаться в Ирак не собираются.
В Сирии в начале XX века христиане составляли 32% населения, в 1980 году - 16,5%, накануне начала кризиса - 8-10%. Около 450 тысяч христиан были вынуждены покинуть свои дома, подвергшись угрозе смерти, похищений и попыток насильственного обращения в ислам.
"В разговоре с христианами, от патриархов до беженцев, поражает их поддержка сирийского режима - единственной, по их мнению, силы, способной защитить их и остановить исламистов. Все говорят, что популярность Башара Асада значительно выросла после начала кризиса. Они критикуют Запад, Европу и Францию за слепоту, - отмечает Патрик Карам. - Хотя некоторые признают авторитарный характер режима, они объясняют, что религиозная свобода, существовавшая в Сирии, позволяла христианам свободно следовать своим традициям".
"Война коснулась всех сирийцев, но христиане наиболее уязвимы и несут самые тяжелые потери, так как они решили не брать в руки оружие, и расплачиваются за то, что якобы поддерживают режим, - подчеркивает Карам. - По словам многих наших собеседников, христиан подвергает репрессиям не только ИГИЛ, но и все вооруженные исламистские группировки".
В Ливане на сегодняшний день находятся 1,4 млн сирийских беженцев, что составляет треть населения страны. На 60 тыс. родившихся в Ливане сирийцев приходится всего 45 тыс. новорожденных ливанцев, что создает проблему демографического дисбаланса между христианами и мусульманами, суннитами и шиитами, ливанцами и сирийцами. Проблема усугубляется тем, что сирийские власти не признают факт присутствия сирийских беженцев на ливанской территории и считают их пребывание там незаконным, что грозит проблемой реинтеграции в Сирии рожденных в Ливане сирийцев. Представители ливанских властей настаивают на возвращении беженцев в безопасные районы Сирии. Однако решение о возвращении очень трудно принять, особенно христианам, отмечает автор статьи. Многие беженцы отмечают, что на них доносили их соседи-мусульмане, поэтому они не хотят возвращаться туда, где их предали. Кроме того, их дома и деревни часто повреждены или даже уничтожены.
"Все политические и религиозные лидеры предупреждают об опасности бегства молодежи и утечки мозгов, в результате чего их страны станут беднее, а элита будет обескровлена. Они требуют, чтобы Запад проявил ответственность и воздержался от любых заявлений, которые могут быть истолкованы как приглашение людьми, стремящимися убежать от войны и бедствий и без колебаний подвергающими свою жизнь опасности, вручая ее в руки мафиозных сетей перевозчиков. Эти страны, лишившись своих элит и молодежи, могут превратиться в настоящую пороховую бочку. А отъезд последних христиан, оставляющий суннитов и шиитов один на один друг с другом, будет означать конец плодотворного диалога между Западом и Востоком", - пишет в заключение Патрик Карам.
Источник