Сделать себе имя или быть возвеличенным Богом?

Apr 12, 2016 08:52


Многие фирмы, предприятия, СМИ, сайты стараются сделать себе имя, раскрутить свой брэнд, утвердить в сознании людей свою марку. Некоторые преуспевают в своих намерениях, а другие терпят урон. В далеком прошлом, спустя некоторое время после потопа, люди тоже решили сделать себе имя: “И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли”. (Быт.11:4).



Но неугодно было Богу это намерение и Он разрушил их планы, смешав языки. До нашей поры существует нарицательное определение «Вавилонская башня». Люди с сарказмом говорят, что такой-то человек решил построить себе вавилонскую башню.

Почему же Богу было не по душе строительство вавилонской башни? Современный перевод этого стиха гласит так: «Потом люди сказали: „Построим себе город и башню высотой до небес, прославимся этим и тогда не рассеемся во всей земле".» /Бытие 11:4/. Вопрос касался прославления самих себя и своего имени. Другими словами, люди собрались построить сами себе из самих себя идола. Без сомнения, посмотреть на вавилонскую башню и поклониться ей приходили бы миллионы людей. А это самообожествление и поклонение человеку. Бог сказал, что они не отступят от своего замысла и поэтому помешал им осуществить это мероприятие.

И вот сразу же после этого, в двенадцатой главе мы читаем, что Бог дает обетование возвеличить имя Аврама: «…Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные”. (Быт.12:2-3).

Что случилось, почему Бог в одном случае не дает людям создавать себе имя, а в другом - Сам возвеличивает имя человека?



Что значит возвеличить имя?

Сегодня существует так называемая фабрика звезд. Живет себе человек незаметно для всех и вдруг кто-то замечает его, берет под свое крыло и начинает продвигать в обществе. Возвеличить - значить сделать кого-то великим, образно говоря, высоким, заметным.

Слово «величие» в синодальной Библии употребляется во многих значениях, таких как: множество, изобилие, полнота, наряд, украшение, великолепие, честь, слава, красота, знатность, почёт, надменность, высокомерие, гордость, кичливость, высота, убранство, блеск, благолепие, слава, тщеславие.

Другими словами, все вышеперечисленное может послужить возвеличиванию человека, когда он начинает возвышаться над другими. И это правда. Ведь многие возвышаются благодаря множеству своего богатства, другие зарабатывают дивиденды своей красотой, блеском, третьи через свою кичливость или гордыню.

Так что сделать себе имя можно как добрым, так и худым путем. Мы знаем в истории зловещие великие имена, но знаем и добрые, светлые, вспоминая которые мы радуемся и благодарим Бога за них. Мы восторженно говорим о Ломоносове, Циалковском, Сахарове, но у нас возникают противоречивые чувства, когда люди упоминают имена вождей Октябрьской революции и тирана-гения Сталина, истребившего миллионы людей из собственного народа.

Бог решил сделать имя Аврааму

Многие человеческие планы не сбываются. Предсказания и планы людей часто становятся предметом насмешек и иронии. Когда же Бог берется за дело или Он что-то планирует, у него не бывает сбоев или неудач.

Итак, Господь решил возвеличить Авраама, который жил в семье идолопоклонника, по свидетельству самого Бога: «За рекою жили отцы ваши издревле, Фарра, отец Авраама и отец Нахора, и служили иным богам». (Иис.Нав.24:2).

Господь вызвал Аврама из его места проживания. Его цель состояла в том, чтобы сделать Аврама благословением для других людей. В этом-то и состоит разница между возвеличением человека самого себя и возвеличением Богом человека. Если Господь кого-то делает великим, Он делает это ради блага самого человека и ради того чтобы благословить других людей, которые вокруг него.

Когда же человек растет в своей гордыне, он в последствии становится большим горем и проклятием для многих людей, а то и народов. Вот почему идея воздвижения вавилонской башни так не понравилась Богу. Эту башню люди начинают воздвигать опять и снова. Она была воздвигнута Навуходоносором, который впоследствии стал как животное, т.е. его «башня» была разрушена, Александр Македонский возвысился, но и его «башня» рухнула, Римская империя пала тоже и «Союз нерушимый республик свободных» был разрушен без содействия рук человеческих.

Как Бог возвеличил Аврама?

Интересен сам метод возвеличения Аврама. Люди, как правило возвышаются за счет чего-то материального. Они делают башни, ставят себе памятники, строят города, крепости и называют их своими именами, современные олигархи приобретают дворцы, острова, роскошные самолеты, яхты, овладевают СМИ, хвастаются своими миллиардами. Но что делает Бог? Как он продвигает в хорошем смысле слова Авраама?

После того как Бог дал обещание Авраму, мы видим, что он испытывает голод из-за чего идет в Египет. Там фараон позарился на его жену, и сам Аврам именно этого и опасался. В глазах фараона Аврам был простым кочевником, может быть таким же как теперь в наших глазах странствующие цыгане. Но не тут-то было! Господь вступился за Аврама и не дал в обиду его жену. В один момент в Египте Аврам стал великим, потому что люди увидели, что Сам Бог был с ним.

В 14-той главе книги Бытия мы читаем, что племянник Аврама Лот был взят в плен. Четыре царя пошли войною против пяти царей той местности в которой жил Лот и завоевали ее, взяв в плен как самих царей, так и многих других людей. Услышав об этом, Авраам поднимает своих рабов и с ними догоняет разорителей, побеждает их, освобождая Лота и царей городов Содома, Гоморры и других.

Кто дал мужество, смелость и победу Аврааму? Пять царей вместе со своими народами не могли противостать врагам и вдруг один человек с рабами одержал победу. И сразу же в глазах всех этих воюющих между собой народов и царей Аврам делается великим.

Более того, царь Содома решил щедро вознаградить Аврама, поэтому отнятое добро у своих врагов он предлагает Авраму. Но тот говорит, что даже нитки или ремня не возьмет у содомского царя. И сразу же после этого Господь начинает говорить с ним следующими словами: «Не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя будет весьма велика». (Быт.15:1).

Беседуя в этот раз с Богом, Аврам открывает Ему свое сердце, свою боль и чаяние. Если от царя Содома он не захотел взять ничего, то Богу задает прямой вопрос: «Владыка Господи! Что Ты дашь мне? Я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска… Вот, Ты не дал мне потомства…» (Быт.15:2,3).

Что ты дашь мне, Боже? Можем ли мы так разговаривать с Богом? Когда-то ученик Иисуса Христа тоже задал подобный вопрос своему Учителю: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою; что же будет нам?» (Матф.19:27).

Хочу заметить, что Аврам не просил себе материальных благ, чего нельзя сказать про современных христиан. Очень часто мы в своих молитвенных посланиях Богу излагаем свои материальные нужды, а Христос завещал нам искать прежде всего Царствия Божия. У Аврама не было наследника. Наши сердца должны болеть за наследие Божье, за то что нет христиан в том или другом городе, поселке или деревне.

Бог позаботился о том, чтобы Аврам не остался в обиде и в материальном отношении, об этом мы тоже читаем: «И был Аврам очень богат скотом, и серебром, и золотом». (Быт.13:2). Это просто приложилось Авраму, в то время когда он искал Божьего.

Авраам возвеличен через свое доверие Богу

В 15-ой главе книги Бытие продолжается разговор с Аврамом и в сердце его происходит самое главное изменение. Вот как автор Библии констатирует это: «Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность». (Быт.15:6). Именно благодаря своему доверию Богу он стал великим уже не Аврамом, а Авраамом, т.е. отцом множества. И отцом не только одного народа, но многих! Лучше всего об этом говорит Апостол Павел: «Он, сверх надежды, поверил с надеждою, через что сделался отцом многих народов, по сказанному: `так многочисленно будет семя твое'. И, не изнемогши в вере, он не помышлял, что тело его, почти столетнего, уже омертвело, и утроба Саррина в омертвении; не поколебался в обетовании Божием неверием, но пребыл тверд в вере, воздав славу Богу и будучи вполне уверен, что Он силен и исполнить обещанное. Потому и вменилось ему в праведность». (Рим.4:18-22).

Авраам нашел правильное основание для своей жизни - Господа Бога. Он смущался от того что столько времени нет у него детей, но Бог дал ему свое слово и Авраам поверил Богу.

Великое имя Авраама

Тысячи лет тому назад умер Авраам. И не только он, но миллионы людей успокоились от всех своих трудов. Однако имя Авраама возвышается над всеми народами, над всей землей.

В свое время Александр Пушкин писал:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Александрийский столп или колонна была воздвигнута в честь царя Александра I в Петербурге на Дворцовой площади.

Но что значит величие Пушкина или Александра I в сравнении с величием Авраама? Подавляющее большинство людей в мире не знают ни Пушкина, ни Александра I. И даже когда вы попадаете в Петербург, вы просто не знаете что это за колонна и кому посвящена. Пушкин более продвинут, его имя чаще звучит, но ни в какое сравнение с Авраамом не идет.

Потомство Авраама неисчислимо. Его почитают своим отцом как христиане, так иудеи и мусульмане. Он стал отцом множества. На разных континентах и на разных языках ежедневно, когда говорится о Боге и о вере в Него, говорится о преданной вере Авраама. Имя его весьма велико!

Здесь уместно заметить, что сам Авраам не почитал себя великим. Беседуя с Богом, он говорит: «Вот, я решился говорить Владыке, я, прах и пепел» (Быт.18:27).

Стал ли Авраам благословением всем народам?

Бог пообещал Аврааму: «И благословятся в тебе все племена земные». Как племена земные получают благословение через Авраама?

О самом первом мы уже говорили, т.е. о вере этого мужа Божьего. Миллионы людей вдохновляются великой верой Авраама, они учатся у него этой непоколебимой, постоянной и неизменной вере в Бога и Богу.

Второе и это самое главное, что через семя Авраама в мир пришел Господь Иисус Христос, без Которого на всех людях лежало великое проклятие и страшная печать греха. Без Иисуса Христа мы были обречены на истребление и вечное уничижение и проклятие в геенне огненной.

Вот что говорит Апостол Павел: «Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою ибо написано: проклят всяк, висящий на древе, дабы благословение Авраамово через Христа Иисуса распространилось на язычников, чтобы нам получить обещанного Духа верою». (Гал.3:13,14).

В чем же состоит это благословение Авраамово, которое дано нам через Христа? Мы знаем, что благословение земное состоит в наследии, а благословение небесное состоит в наследии небесном. Христос пришел на землю для того чтобы избавить нас от истребления грехом и привести в присутствие Отца Небесного и дать нам новое небо и новую землю на которых обитает правда.

Возвеличенные Богом

Не только Авраам, тысячи и даже миллионы других людей возвеличены Богом. Достаточно только открыть Библию, как вы встречаетесь с такими великими как Енох, Ной, Моисей, Иисус Навин, Самсон, Давид и многие, многие другие. В Новом Завете мы видим простых рыбаков, которых Господь призвал следовать за собой и возвеличил имена их, хотя они считали себя никем. Сегодня именем, к примеру, Апостола Петра названы множество храмов, церквей, городов. Даже город Санкт-Петербург в России назван в честь Апостола Петра. Правда, на 70 лет Ленин забрал это право у Апостола, но потом вернулось все на круги своя. Слава Богу!

Подумайте также об Апостоле Павле, в честь которого воздвигнут самый большой протестантский храм в Лондоне и назван в США один из крупных городов (Saint Paul, Minnesota). Но не в этом самое главное величие Павла, а в том что его послания ежедневно и ежечасно изучают и читают миллионы людей, несмотря на то что кануло в вечность со времени их написания две тысячи лет. А ведь сам Павел считал себя недостойным называться Апостолом и назвал себя первым из грешников…

***

Дорогой читатель, а вы тоже хотели или хотите быть великим? Но не грех ли это желать себе такого? Думаю, что христианин в самом деле не должен искать себе или для себя славы и возвеличения. Но, парадокс состоит в том, что когда мы прославляем Бога, нашей верой, смирением и верностью Ему, Он прославляет нас: «… Я прославлю прославляющих Меня, а бесславящие Меня будут посрамлены». (1Цар.2:30). А вот Даниилу Господь говорит: «И разумные будут сиять, как светила на тверди, и обратившие многих к правде - как звезды, вовеки, навсегда». (Дан.12:3).

© Василий Трубчик

Имя, Величие, Духовная статья, Авраам, Вера

Previous post Next post
Up