Самые благочестивые люди переживали кризис веры. Одним из таковых был праведный Иов. В своих рассуждениях он говорит: «О, если бы я знал, где найти Его, и мог подойти к престолу Его! Я изложил бы пред Ним дело мое и уста мои наполнил бы оправданиями; узнал бы слова, какими Он ответит мне, и понял бы, что Он скажет мне.» /Иов 23:3-5/.
Иов не сомневался в существовании Бога, но не понимал, что на самом деле с ним происходит. Величайшее бедствие постигло его и он искал встречи с Богом. Продолжая свою речь он с болью говорит: «Но вот, я иду вперед - и нет Его, назад - и не нахожу Его; делает ли Он что на левой стороне, я не вижу; скрывается ли на правой, не усматриваю.» /Иов 23:8-9/.
Такое в своей жизни испытал не только Иов. Верующие попадают в положение, когда не находят ответа от Бога. В их сердцах не складывается картина, которая не соответствует их пониманию мира и его устройства. Они не могут понять в чем суть и смысл такого существования их на земле. В результате внутренних и внешних проблем, люди испытывают кризис веры. Давайте кратко посмотрим на случаи подобного кризиса у Божьих людей.
Что такое кризис?
Вот как объясняют толкователи русского языка значение слова кризис:
1. Резкий, крутой перелом; тяжелое переходное состояние; 2) экон. периодическое перепроизводство товаров, ведущее к расстройству экономической жизни, росту безработицы и нищеты; 3) острая нехватка чего-либо. (Словарь иностранных слов.- Комлев Н.Г., 2006).
Кризис веры - это время, когда мы переживаем глубокий недостаток веры.
Кризи́с ве́ры - термин, обозначающий состояние внутреннего сомнения (конфликта) по поводу своих
убеждений. Выход из кризиса веры может предполагать, как подтверждение, так и отказ от тех или иных убеждений. (Википедия).
Вероятно нет ни одного человека, который бы не переживал в определенное время кризис веры. Нарушается обычный ритм жизни. Люди проходят черную полосу, им надо принимать тяжелые решения, которые влекут за собой нищету, болезни и даже смерть. Вот тогда появляются сомнения…
Однажды, когда мы посетили церковь в д.Волок Минской области, мне рассказали пожилые братья, что в тридцатые годы двадцатого столетия в деревню приезжала бортовая машина и верующим был предъявлен ультиматум: «Отказывайтесь от своей веры, или же полезайте в кузов!». Сесть в кузов - это значило пойти ради Христа на верную смерть, потому что оттуда почти никто не возвращался. И тогда были разные братья, потому что одни садились в кузов, а другие отказывались от Христа. Это и есть кризис веры.
Израиль проходил тоже трудные времена и даже самые сильные мужи сомневались в существовании Бога и верности Его слова. Вот один из примеров: «И явился ему Ангел Господень и сказал ему: Господь с тобою, муж сильный! Гедеон сказал ему: господин мой! если Господь с нами, то отчего постигло нас все это? и где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши, говоря: "из Египта вывел нас Господь"? Ныне оставил нас Господь и предал нас в руки Мадианитян» (Суд.6:12,13).
Сложная ситуация была у Гедеона. Он слышал о Боге, о Его могуществе и силе, о том как Господь поразил фараона в Египте и вывел народ израильский из плена. И вот настало время когда чужеземцы владеют землей Израиля, нападают на их угодья, грабят, забирают весь урожай. И Гедеон вместе со своими соотечественниками должен был прятаться для того чтобы выколачивать пшеницу, таким образом добывая хлеб для своего пропитания.
Вот почему будущий герой веры задает обоснованный вопрос: «Если Господь с нами, то отчего постигло нас все это? И где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши…»
Почему мы бедствуем? Где Всемогущий? Такие вопросы задают многие христиане, испытывающие на себе гонения. Страшно бывает подумать только о тех зверствах, которые совершали безбожники над нашими дедами, отцами и матерями. К примеру, нашего земляка пресвитера церкви ЕХБ в г.Бресте Дзекуць-Малея арестовали и посадили в тюрьму, приговорив его к расстрелу, а жену и детей погрузив в вагон для скота, отправили в Казахстан. В вагоне не было ни воды, чтобы умыться, ни туалета… а народа битком.
Боже мой, почему? Где же Господь? Куда Он смотрит?
Вспомните первых братьев Каина и Авеля. Библия говорит, что Каин был от лукавого. И вот он восстает на брата своего и убивает его. Почему, Господи? Ты же знал какое намерение у Каина! Но Бог не утруждает Себя ответами нам почему Он это допускает… Более того, когда мы подвизаемся за справедливость и стараемся воздать Каину, то справедливый Господь делает Каину какое-то знамение, чтобы его никто не убил. Почему?
Кризис веры у нас проявляется, когда мы долго не получаем ответа на свои молитвы
Весть о страшной болезни нас часто застигает врасплох. Так было и с одним пастором, когда смертельно заболела его жена. Он долго молился о ее выздоровлении, но она умерла. Он не был готов к этому! Он думал, мечтал, просил у Бога до самого последнего ее вздоха, что случится чудо, она вдруг встанет в полном здравии… Но чудо не случилось… В слезах он обращает свой взор на своих собратьев с вопросом: «Почему?» И кто может ему ответить?
Какая верующая мама не молится о покаянии своих детей? Одна христианка тоже искренне молилась и просила Бога, чтобы ее сынок покаялся, но он умер от пьянства, так и не обратившись к Богу. Встречая меня у гроба своего сына, она задала вот этот же самый вопрос: «Почему?» Разве кто-то может понять ее горе и страдание и разве кто-то дерзнет ответить ей? Разве мы знаем ответы?
Мы молимся о пробуждении в народе, но не видим реальных изменений, даже ситуация может становится хуже, как написано: «Прежде всего знайте, что в последние дни явятся наглые ругатели, поступающие по собственным своим похотям и говорящие: где обетование пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же» (2Пет.3:3,4).
Многие в такие моменты разочаровываются и говорят, что нет никакой пользы ни от молитв, ни от посещения церкви.
У мужа веры - Авраама тоже был кризис веры. Вот какое повествование мы встречаем о нем в Писании: «После сих происшествий было слово Господа к Авраму в видении, и сказано: не бойся, Аврам; Я твой щит; награда твоя весьма велика. Аврам сказал: Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска. И сказал Аврам: вот, Ты не дал мне потомства, и вот, домочадец мой наследник мой. И было слово Господа к нему, и сказано: не будет он твоим наследником, но тот, кто произойдет из чресл твоих, будет твоим наследником. И вывел его вон и сказал: посмотри на небо и сосчитай звезды, если ты можешь счесть их. И сказал ему: столько будет у тебя потомков. Аврам поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность». (Быт.15:1-6).
Бог начинает говорить с Авраамом, но у того есть одна большая боль и проблема. На заверение Бога, что награда патриарха велика, он дает ответ полный горечи и печали: «Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным». Как часто мы свою боль прячем, о проблемах не говорим, в том числе и Богу, но Авраам рассказывает Господу о своем переживании. Мы должны понимать, что это не грех говорить Богу о своих сомнениях... Нам совсем не надо притворяться верующими.
Плохо, когда у нас на сердце одно, а на устах другое. Таким образом мы обманываем самих себя и Бога.
Беседа с Богом положительно повлияла на Авраама и он поверил Господу. Но даже после этого он пошел неверным путем по совету Сарры, войдя к ее служанке ради рождения наследника. Но родился не сын обетования, а сын по плоти, который не мог стать настоящим наследником. Тем не менее, в конце концов, Авраам назван отцом веры.
Кризис веры в во время тяжелой болезни
Джони Эрексон, когда сломала себе позвоночник и не смогла более ходить, желала сама себе смерти. Упомянутый нами вначале этой главы Иов, в своей страшной болезни говорит: «еще и ныне горька речь моя: страдания мои тяжелее стонов моих. О, если бы я знал, где найти Его, и мог подойти к престолу Его! Я изложил бы пред Ним дело мое и уста мои наполнил бы оправданиями; узнал бы слова, какими Он ответит мне, и понял бы, что Он скажет мне» (Иов.23:2-5).
Иов служил Богу всем своим существом, приносил Ему жертвоприношения за себя и за своих детей. Он говорил про себя, что может быть его дети чем-то оскорбили Бога… Великий муж пытался делать все, чтобы оградить себя и своих детей от бедствия, но дети погибают. Он не знает почему и теперь ищет реального контакта с Богом, чтобы изложить свои вопросы.
Иногда нам кажется, что наша вера станет сильнее, когда получим конкретные ответы на молитвы и на свои вопросы, но нет… Иову Господь не отвечает на поставленные вопросы, а задает ему другие. Несмотря на это Иов говорит: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле.» /Иов 42:6/.
Мы не всегда понимаем, что происходит, но Господь всегда готов укреплять нашу веру. Христос молится об учениках, чтобы их вера не оскудела.
Кризис веры перед лицом опасности
Когда человеку грозит смерть или голод, он может проявить малодушие…
Даже такой человек как Петр, можно сказать самый ревностный ученик Иисуса Христа проявил малодушие и у него обнаружился кризис веры: «Он опять отрекся. Спустя немного, стоявшие тут опять стали говорить Петру: точно ты из них; ибо ты Галилеянин, и наречие твое сходно. Он же начал клясться и божиться: не знаю Человека Сего, о Котором говорите». (Мар.14:70,71).
Как должно быть стыдно и трудно признаться самому себе и другим в таком публичном предательстве с клятвой… Петр не прошел испытание на этот раз, но он после этого пошел верным путем, путем покаяния. Библия говорит, что он плакал горько о своем отречении.
Библия говорит, что Бог томил евреев в пустыне голодом. И тогда у них был кризис веры (Пс.77:17-22): «и говорили против Бога и сказали: "может ли Бог приготовить трапезу в пустыне?" Вот, Он ударил в камень, и потекли воды, и полились ручьи. "Может ли Он дать и хлеб, может ли приготовлять мясо народу Своему?" Господь услышал и воспламенился гневом, и огонь возгорелся на Иакова, и гнев подвигнулся на Израиля за то, что не веровали в Бога и не уповали на спасение Его».
Во время кризиса веры многие евреи погибли в пустыне. Они не раскаялись в своем неверии.
Кризис веры проявляется и по нашей собственной вине
Когда мы перестаем питать себя Словом веры, а сосем пустышки этого мира, мы начинаем испытывать кризис веры. Как без хлеба человек теряет силы, так и без духовного хлеба, человек начинает чахнуть и может погибнуть.
Кризис веры проявляется когда мы впадаем в искушение увлекаясь и обольщаясь грехом (Иак.1:13-15): «В искушении никто не говори: Бог меня искушает; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть».
Об искушении мы более подробно поговорим в главе «Искушение и его преодоление», но сейчас бросим краткий взгляд на этот предмет. Обольщение похотью состоит в том, что человек теряет ориентиры в своей жизни. Похоть сама по себе появляется в сердце под различными благовидными картинками. Самое опасное, что в этот момент затемняется разум человека, он находится как бы в тумане. Все начинается обычно с чего-то маленького, как человеку кажется, совсем не греховного. И в самом деле, к примеру, когда ты остаешься наедине с женщиной - это еще не грех. И часто бывает такое, что в таких случаях не происходит никакого греха. Но если в твоем сердце уже есть похотливые мысли в отношении этой женщины, значит грех уже есть и он может выразиться в конкретном действии.
Человек сам с собой рассуждает, что остаться наедине - не грех, подать руку женщине, когда она спускается с порога - не грех, помочь снять пальто - не грех… И вдруг уже пройдена граница, когда становится на душе у человека противно, потому что он совершил грех.
Обольщение похотью происходит не только на сексуальной почве, ведь куда ни глянь везде проявляется похоть человеческая. Человеку очень хочется купить крутую машину, а денег для этого нет. Вот он сам себя и обольщает, идя на опасные пути добычи денег или же беря в долг огромные суммы, таким образом подвергая себя неоправданному риску. И когда человек оказывается в большом долгу, когда его достают кредиторы, у него проявляется кризис веры. Он начинает спрашивать где же Бог, почему такое происходит в моей жизни?
Как-то лет двадцать тому назад, приехал один неверующий человек к нам и стал очень грубо разговаривать, требуя, чтобы мы вмешались в ситуацию и заставили отдать долги одного бывшего члена нашей церкви. В конце концов он предъявил нам ультиматум, что если мы не заставим этого человека отдать долги, то они его убьют. Что было отвечать?
Я ответил на это очень просто: «Убивайте, если он заслужил этого! Но кому от этого станет легче и лучше? Вам же придется отвечать и перед законом и перед Богом!» Вот к каким ситуациям приводит похоть, которую надо было уничтожить на корню. Люди решили враз разбогатеть и для этого избрали нечестный путь. Одолжили кучу денег, потеряли их в процессе ведения своего весьма сомнительного бизнеса, а теперь им угрожала смерть и тюрьма. В тюрьму они попали, но до убийства, слава Богу, не дошло.
Это кризис веры и христианской жизни по причине увлечения похотью и совершения грехов.
Как Бог реагирует на наше недоверие Ему
Приходилось ли вам когда-нибудь слышать от своего собеседника реплику: «А я тебе не верю!» Какие чувства вы испытали после этого? Что было в вашем сердце? Если вы не доверяете или не верите своему другу, брату, отцу, матери - ваше недоверие оскорбляет их.
Неверие оскорбляет Бога! История блуждания евреев по пустыне служит наглядным примером этому. Посмотрите, что Бог говорит им перед тем как они подошли к пределам обетованной земли: «И когда введет тебя Господь в землю Хананеев и Хеттеев, и Аморреев, и Евеев, и Иевусеев, о которой клялся Он отцам твоим, что даст тебе землю, где течет молоко и мед, то совершай сие служение в сем месяце» /Исход 13:5/. Господь здесь конкретно обещает евреям, что Он введет их в землю этих народов. Но вышедшие из плена египетского не поверили, что это произойдет. И на границе с этой землей они поверили другому утверждению, прозвучавшее из уст их маловерных братьев: «И рассказывали ему и говорили: «Мы ходили в землю, в которую ты посылал нас; в ней подлинно течет молоко и мед , и вот плоды ее; но народ, живущий на земле той, силен, и города укрепленные, весьма большие, и сынов Енаковых мы видели там» ... Но Халев успокаивал народ пред Моисеем, говоря: «Пойдем и завладеем ею, потому что мы можем одолеть ее». А те, которые ходили с ним, говорили: не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас» (Числа 13:28-32).
Результат их неверия не заставил их долго ждать. Вот какое решение выносит Господь: «Как говорили вы вслух Мне, так и сделаю вам; в пустыне сей падут тела ваши, и все вы исчисленные, сколько вас числом, от двадцати лет и выше, которые роптали на Меня, не войдете в землю , на которой Я, подъемля руку Мою, клялся поселить вас, кроме Халева, сына Иефонниина, и Иисуса, сына Навина; детей ваших, о которых вы говорили , что они достанутся в добычу врагам, Я введу туда, и они узнают землю, которую вы презрели, а ваши трупы падут в пустыне сей; а сыны ваши будут кочевать в пустыне сорок лет, и будут нести наказание за блудодейство ваше, доколе не погибнут все тела ваши в пустыне» (Числа 14:28-33).
Автор послания к Евреям резюмирует по этому поводу: «Итак видим, что они не могли войти за неверие.» /Евр. 3:19/. Неверие останавливает нас на пути в вечность. Неверие оскорбляет Бога и ожесточает наше сердце.
Что же делать, когда мы испытываем кризис веры и мы не можем полностью положиться на обетования Божьи? Надо поступить по примеру Авраама. Бог, когда мы честно начинаем с Ним говорить, укрепляет нашу веру. Он увещевает Авраама, идет навстречу Иову, прощает Петра и не упрекает его за малодушие…
С другой стороны, Господь предупреждает нас, чтобы мы не увлекались и не обольщались своими грехами. Однако, даже когда случается беда и мы попадаем в сети наших собственных обольщений и заблуждений, Господь зовет нас снова к Себе, к покаянию, очищению и освобождению.
Как влияет на человека его же маловерие?
К сожалению, во время кризиса, человек способен на неадекватные шаги. Мы видим, что Авраам идет на поводу у своей жены Сарры и еще больше усугубляет свою жизнь и жизнь своих потомков. Войдя к служанке Сарриной, он производит от нее народ до настоящего времени воющий с Израилем.
Иов начинает обвинять Бога, и решается состязаться с Ним, но категорически отказывается от своей затеи, когда Бог является ему. Ученик Иисуса Христа Петр отрекается от Христа…
Но заметьте, что Авраам, Иов и Петр прошли кризис и вышли из него с обновленной верой. Как Авраам, так и Иов искали в это время Бога, говорили с Ним о своих проблемах и Бог вышел им навстречу. А Петр немедленно кается в своем отречении и воскресший Иисус приглашает его персонально на встречу в Галилее.
Во время кризиса за нами тщательно следит дьявол. Помните, что это по его просьбе Господь допустил такое большое несчастье в жизни Иова. И как только христианин впадает в грех, дьявол тут же внушает мысль, что ему уже нет пощады от Бога и избавления от греха. Используя совершенный человеком грех, лукавый закрывает перед согрешившим весь горизонт.
Его задача посеять глубоко в сердце человека роковую уверенность в том, что ему уже прощения нет. Другими словами, утвердить согрешившего в убеждении, что Кровь Иисуса Христа уже его грех не может очистить. Ведь сатана представляет Бога, как жестокого, кровожадного и беспощадного ката… И если человек поверит этой лжи, то ему уже и не будет прощения, потому что он и не будет каяться…
А Писание нам говорит о том, что Бог многомилостивый, всепрощающий и, что Кровь Иисуса Христа очищает нас от всякого греха. Писание нам свидетельствует, что Христос не перестает ходатайствовать за нас перед Отцом Небесным во время нашего согрешения и маловерия: «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их. Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас.» /Рим. 8:33-34/. Так что если кто-то тебя, дорогой друг осуждает, может быть люди, или дьявол, или твоя совесть, знай, что Бог, если ты Его дитя, оправдывает тебя и Христос ходатайствует за тебя.
С другой стороны, отрицательный опыт, особенно когда мы ощущаем свое бессилие и беспомощность, бывает для нас полезен. Мы осознаем себя не гигантами веры, не Давидами идущими против Голиафа, а теми, кто способен падать, согрешать, мы реально начинаем чувствовать свое бессилие пред Богом. Ведь самым большим препятствием между Богом и человеком часто становится грех гордыни. У многих верующих начинается проявляться такая «благочестивая, духовная» гордыня. И вдруг человек попадает в лужу греха. И здесь уже не до гордости! Апостол Павел знал это, поэтому предупреждал: «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.» /1-е Кор. 10:12/. Ну а сам Апостол язычников о самом себе скромно заявлял: «…собою же не похвалюсь, разве только немощами моими.» /2-е Кор. 12:5/.
Кризисные ситуации, испытания и проблемы нужны человеку еще и потому, что, пройдя через все это наша вера становится драгоценнее золота, о чем говорит апостол Петр: «О сем радуйтесь, поскорбев теперь немного, если нужно, от различных искушений, дабы испытанная вера ваша оказалась драгоценнее гибнущего, хотя и огнем испытываемого золота, к похвале и чести и славе в явление Иисуса Христа…» (1 Петра 1:6,7).
Однако, как мы видим на примере евреев в пустыне, не всегда бывает положительный результат… Евреи не устояли в вере и погибли из-за своего неверия.
Здесь уместно подвести черту и сказать, что прекрасно, когда мы пройдя кризис веры оказываемся такими, как Авраам но не дай Бог нам оказаться на месте евреев, которые погибли в пустыне…
© Василий Трубчик