Ни разу не слышал проповеди о том, как жена должна бояться своего мужа. И сам на эту тему не проповедовал. Мы с удовольствием говорим о любви мужа к жене, несмотря на то, что стандарт любви, который дан в Писании, весьма высок. Хотел бы сейчас обратить внимание на последние слова 5-ой главы Послания к Ефесянам: "Так каждый да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится мужа своего" (Еф.5:33). Муж должен любить свою жену и это слово несет в себе, что-то приятное, потому что в греческом языке оно имеет следующее значение:
Иллюстрация взята
здесь ἀγαπάω - любить (слово включает в себя следующие понятия: заботиться, желать добра, испытывать привязанность, находить удовольствие (в чем-либо), ценить); син. φιλέω; LXX: אהב.
Но когда мы смотрим на то что жена в ответ должна делать, то находим, слово "боится" и в оригинале оно имеет следующее значение:
φοβέομαι - бояться, пугаться, устрашаться, опасаться, быть в страхе; LXX: ירא.
Еврейское слово, употребленное здесь имеет то же самое значение: ירא - A(qal): бояться, страшиться, пугаться. B(ni): быть страшным, грозным или ужасным (внушающим страх или благоговение). C(pi): устрашать, пугать, наводить страх.
Обратился я к толкователям Библии и нашел, что некоторые пропустили вообще толкование этого стиха, а вот Лопухин говорит следующее:
"Апостол так проникнут мыслью о важности тайны брака, и соединенных с браком обязанностей мужа, что считает нужным еще раз сказать о них в заключение речи о браке. - Да боится. Здесь имеется в виду не рабский страх, боязнь наказания, а боязнь, какую мы чувствуем, когда думаем, как бы не оскорбить любимого человека нашим поступком. Это тоже, что добровольное повиновение [Что глагол "бояться" (φοβέομαι) имеет здесь действительно такой смысл, а вовсе не обозначает положение жены как невольницы в доме мужа, - это видно уже из всего того, что выше сказано о значении брака. Кроме того, и в классическом греческом языке глагол φοβέομαι имеет иногда смысл "уважать", "заботиться". "
Как видим, Лопухин дает короткую, но емкую информацию об этом слове, хотя и ссылается не на древнегреческий язык, а на классический. Однако, нам понятно, что перед любящим человеком такой жертвенной любовью не должно быть у тебя животного страха.
Мэтью Генри по этому поводу пишет следующее: "Павел заканчивает эту часть своей беседы кратким заключением относительно обязанностей мужа и жены, ст. 33: «Так (хотя здесь содержится тайный мистический смысл, тем не менее к вам относится ясный буквальный смысл) каждый из вас да любит свою жену, как самого себя (такой же искренней, особой и сильной любовью, какой он любит самого себя), а жена да боится (своего) мужа». Почтительность включает в себя любовь и уважение, вызывающие стремление угодить, а также страх, приводящий к осторожности, чтобы не обидеть. Почтительное отношение жены к своему мужу - это воля Божия и закон супружеских отношений".
Думаю, чтобы до конца понять, что имел ввиду Апостол Павел, надо обратиться к аналогии, которую он проводит между взаимоотношениями Христа с Церковью и мужа с женой. Должна ли Церковь бояться Христа? Если боится, то как, в то время как Он ее возлюбил такой жертвенной любовью? Очевидно, что Апостолы повторяют в своих посланиях ветхозаветную мысль, что начало мудрости - страх Господен. Петр в своем послании пишет: "И если вы называете Отцем Того, Который нелицеприятно судит каждого по делам, то со страхом проводите время странствования вашего…" (1 Петр. 1:17).
Так что у верующих должен быть страх перед их Искупителем и Спасителем. Этот страх действительно включает в себя почтительность, опасение не обидеть и стремление не нарушить Его повелений. Бог не приемлет греха, Он не смиряется ни с какой мерзостью и нечистотой, Ему это противно и мы, верующие, должны хранить себя в чистоте. В случае, если "пачкаемся", то идем к Нему с молитвой и просьбой об очищении и принятии.
Но когда мы копируем эту схему и переносим ее на отношения жены и мужа, то находим, что часто муж не достоин уважения и почтения. Муж может делать грех и даже вовлекать в грех жену. Как, в таком случае, жена может бояться мужа или же почитать его?
Думаю, что жена в любом случае должна почитать своего мужа или же бояться его. Если он ведет себя неправильно пред Господом, то это не снимает с нее ответственности вести себя соответствующим образом. Жена не должна его уничижать и гнобить за согрешения, а предоставлять возможность Богу разговаривать с ним. Ведь Библия говорит, что всякому мужу глава - Христос. Так что это задача Главы разобраться с мужем. Жена, видящая, что ее муж ведет себя недостойно и проявляющая к нему почтительность и уважение, как бы наделяет его кредитом доверия, выделяет ему аванс. Итак, еще раз, недостойное поведение мужа, не снимает с жены ответственность бояться его.
Книга
«Добровольные узы» окажет хорошую помощь каждому человеку в построении правильных взаимоотношений с Богом и в семье.
Она знакомит читателя с принципами построения семьи с Иисусом Христом, дела и учение Которого должны лечь в основу жизни. Именно в добровольных узах с Христом и со своим партнером, благодаря силе и мудрости от Господа, можно построить семейный дом на прочном основании и испытать истинное счастье и радость.