Всего 30 км. отделяет г.Туров Гомельской области от д.Ольшаны Брестской области. В Турове проживает 3 тысячи человек, а в Ольшанах - в три раза больше. Авторы
пространного фоторепортажа на tut.by сравнивают жизнь двух этих белорусских населенных пунктов. Туров славится историей, считается своеобразной святыней в православном мире, а Ольшаны славятся простыми работягами, которые составляют большую церковь ХВЕ. Можно пройти по ссылке и прочитать репортаж от начала до конца, а я даю только несколько фотографий и цитат авторов:
"Бог нас учит, чтобы мы работали" - поэтому Ольшаны по своей активности Азию напоминают. Утром и вечером - сплошной трафик из велосипедов, мопедов, мотоциклов всех мастей. Мелкие деревни угасают? Города в депрессии, работы нет? Вы поезжайте на экскурсию в Ольшаны: энергии там больше, чем в Москве.
"Сам заработал" - эта фраза летает в воздухе над всем ольшанским рынком, специализирующимся на огурцах. Ольшаны - обычная деревня, но посмотрите фото: одновременно огурцами здесь грузятся около 30 грузовиков. Каждый увезет порядка 20 тонн, а сколько уже уехало на микроавтобусах и грузовиках помельче? Ежедневный оборот, по самым скромным оценкам, получается около 700 тонн.
Так выглядит ольшанский молитвенный дом. Словить кого-то за руку для интервью в нем невозможно: ольшанцы не любят фотографий, прессы, шума. Но глядя на молитвенный дом, вдруг понимаешь, что нынешнюю Европу построил в том числе и протестантизм: упорный, честный труд здесь транслируется на проповедях по воскресеньям, когда в Ольшанах никто не прикасается к работе. Воскресенье - выходной. И еще сто лет в том же ритме - на месте Ольшан появится Брюгге, не иначе.
Рыночная экономика в каждом воспитывает кузнеца своего счастья, и если при этом не пить, верить в Бога, рожать детей - мы получим деревню Ольшаны, где молодых больше, чем стариков, а количество автомобилей равно количеству жителей деревни.
Мораль моей басни такова: "Я буду маліцца і сэрцам і думамі", чтобы моя страна пошла по пути Вьетнама и Китая, где при сохранении сильной вертикали люди получили абсолютную свободу на местах, когда коммунистическая партия старается просто людям не мешать.
Безо всякой теории можно изучить опыт Ольшан и попробовать дать людям свободу и работу на местах. Понятно, что процесс болезненный и долгий, но снова цитирую зампредседателя колхоза: "Не знаю, кто после нас работать будет. Нам до пенсии лет пять осталось…"