30 мая 2014 года после продолжительной болезни отошел в вечность Альвин Николаевич Рачковский.
Родился он 21 сентября 1948 года в городе Рогачеве Гомельской области в многодетной семье евангельских христиан баптистов. Его отец Николай Захарович был проповедником, регентом хора и членом церковного совета. Мать Ксения Никифоровна была скромной и примерной христианкой. У них было пятеро детей: четыре сына и одна дочь.
После окончания школы Альвин Николаевич учился в художественном училище, которое закончил с отличием, занимался резьбой по дереву, много работ делал на выставки, получал грамоты и медали. Затем служил в советской армии, где получил более десяти благодарностей и поощрений.
В 1971 году женился на Анне Сергеевне. У них родились восемь детей: Олег, Николай, Светлана, Алла, Дмитрий, Виктор, Любовь и Альвин.
Дети уже взрослые: старшему сыну 39 лет, младшему - 20 лет. И у Альвина Николаевича теперь 15 внуков, из них одиннадцать мальчиков и четыре девочки.
С юности Альвин Рачковский активно включился в труд в церкви евангельских христиан баптистов в г. Рогачеве. Проповедовал, затем был регентом хора. В 1979 году был избран пресвитером церкви, а 1988 году старшим пресвитером по Гомельской области. В связи с болезнью в прошлом году передал служение молодым братьям.
В первом номере "Крынiца жыцця" за прошедший год размещено его интервью под названием: "Отдал приоритет вечному". Альвин Николаевич уже тогда знал свой смертельный диагноз...
"Крынiца жыцця": Альвин Николаевич, расскажите, пожалуйста, кратко, когда и как впервые Вы сознательно вступили на путь следования за Христом.
Альвин Рачковский: Мое обращение к Богу происходило постепенно. Родители воспитывали нас с детства в христианском духе, уча быть добрыми, честными, трудолюбивыми и, конечно же, верующими, что в то время было нелегко под давлением атеизма.
Но все же в 1967 году в моей личной жизни, когда я, читая наедине Священное Писание и рассуждая о вере в Бога, принял сознательное и твердое решение посвятить свою жизнь на служение Богу. Я стал на колени и сказал: «Господи, я посвящаю свою жизнь на служение Тебе, помоги мне в этом». В том же году я принял святое водное крещение по вере.
КЖ: Чем Вы руководствовались, вступая на опасный в советские годы путь веры? От чего Вам пришлось отказаться и какие перспективы Вы видели впереди?
АР: В советское время вера в Бога презиралась. В свои 19 лет я уже видел огромную разницу между атеистической пропагандой, ее плодами и примерной нелицемерной жизнью верующих. Я видел, что истина в Боге и на стороне верующих, а не на стороне атеистов, и избрал путь истины. Как писал поэт Евгений Евтушенко: «Есть в нерешительности сила, когда вперед по ложному пути, на ложные светила ты не решаешься идти». Лучше быть на правильном пути и терпеть за правду, нежели быть на ложном пути в погибель.
Я отказался от греха, и в этом есть благо. Вера в Бога поощряет творить добро. А в перспективе приобрел полноценную праведную жизнь теперь и в будущем жизнь вечную в Царствии Божьем.
КЖ: Как много было таких же молодых людей в то время, которые вместе с Вами решили посвятить свою жизнь Богу?
АР: Во время моей юности в большинстве церквей молодых людей было не так уж много, за исключением некоторых церквей. А в малых церквях молодых людей были единицы. В то время власти всячески препятствовали молодым людям приобщаться к церкви. В нашей церкви из молодежи были мои родные братья, моя сестра и еще несколько молодых сестер. Я вырос, общаясь в основном среди взрослых верующих. И не жалею, что моя юность прошла в таких условиях. Кто общается с мудрыми, тот сам будет мудрым, а мудрость у стариков. Молодежь церквей того времени была стойкой в вере и преданной Богу среди гонений и испытаний. За Христом следовали лишь те, кто серьезно посвятил свою жизнь Христу.
КЖ: В те времена, благодаря железному занавесу, очень трудно было получить духовное образование, как и у кого Вы учились?
АР: Духовное образование зиждется на Слове Божьем и, слава Богу, что у нас была Библия. Других христианских книг не было, поэтому мы усердно изучали Библию. В познании истины мне во многом помогли опыт и знание моих родителей, также опыт и знание старших братьев и сестер по вере в церкви. Духовным образованием для меня было изучение Библии, молитва, служение в церкви и исполнение воли Божьей в жизни. И только после «перестройки» в СССР и с приходом «Свободы вероисповедания» я обучался три года в Москве на заочных библейских курсах ВСЕХБ, когда я уже был старшим пресвитером по Гомельской области. Духовное образование полезно при правильном его преподавании. При этом нельзя забывать, что теоретические знания, при всей их важности, не являются главными в познании Бога. Тайна Божья открывается боящимся Его и исполняющим волю Его.
КЖ: Какими критериями Вы руководствовались, когда вступали в брак, и как пересеклись Ваши пути с Анной Сергеевной?
АР: В моем понимании жена должна быть искренней христианкой, боящаяся Бога и способствующая в служении Богу. Других целей и приоритетов я не ставил. Когда пришло время жениться, я молился Богу, чтобы Он дал мне мудрость уразуметь волю Божью и сделать правильный выбор. Пришло время, и у меня появилась ясность и расположение к Ане. Я посоветовался с родителями, и они одобрили мой выбор. В присутствии их я сделал предложение Анне и дал ей время для рассуждения и молитвы о моем предложении. Она посоветовалась со своими родителями и получила от них одобрение и дала свое согласие. Моя жена старается содействовать мне в служении.
КЖ: Что оказалось самым трудным в Вашей жизни и борьбе с грехом?
АР: Мне трудно выделить и назвать какой-то конкретный случай в борьбе с искушением и грехом, так как за жизнь было много различных искушений. Но благодарение Богу, что Он давал и, верю, даст сил противостоять искушениям и греху. Борьба с грехом была, есть и будет как извне, так и изнутри. Плоть желает противного духу, а дух желает противного плоти, и искушения в мире не исчезли. Самым трудным, наверное, является то, чтобы всегда и везде в любых искушениях, как в больших, так и в малых, быть мужественным и сказать греху твердое «нет»! Проще отвергнуть большие искушения, чем мелочи. А ведь любой грех оскверняет человека, поэтому нужно всегда бодрствовать и молиться, дабы ни в чем не согрешать.
КЖ: Бывает так, что люди, идя по христианскому пути, изнемогают и падают, случалось ли с Вами такое и как Вы справлялись с данной ситуацией?
АР: Благодарение Богу, что Бог хранил меня от духовных падений, хотя моменты изнеможения под бременем борьбы были. Подвижничество и борьба требуют определенных усилий, и есть опасность изнемочь. В борьбе с грехом рассчитывать на свои силы не приходится, и тот, кто надеется только на свои силы, падает в сражении. Тот, кто находится в руках Бога, побеждает, но не своей силой, а Божьей. Как сказал Апостол Павел: «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе». Некоторые христиане духовно падают, потому что недостаточно пребывают в Боге и в Его Слове. Сильного человека можно победить без всякой борьбы с ним, лишив его питания, и он ослабеет и умрет. Тоже происходит с теми, кто духовно достаточно не питается Словом Божьим и не пребывает в Боге. Поэтому нужно пребывать в Боге и в Его Слове, бодрствовать и молиться, чтобы не впасть в искушение и побеждать грех.
КЖ: У Вас большая семья, Вы очень рано приняли пасторское служение, а потом приняли на себя ответственность старшего пресвитера по области, как Вам удавалось справляться со всем? Не были ли обделены Ваши дети вниманием, и смогли ли Вы, как отец семейства, удовлетворять насущные нужды семьи?
АР: Справляться со всем было непросто. Приходилось прикладывать немало усилий, труда и времени. Бывало, на все не хватало времени, тогда делал в первую очередь то, что более важно. Для детей я и моя жена старались всегда уделять время, так как духовное важнее материального и от духовного состояния человека зависят поступки и материальное положение. Мы старались жить скромно, без излишеств, наши расходы были соразмерны доходам. И в тоже время жизненно необходимое имели для семьи. Кроме основной работы держали подсобное хозяйство и огород. Дети участвовали в посильной для них работе, было у них время и для отдыха. Все дети приучены к работе и бережливости и это в жизни им пригодилось.
КЖ: Вы пережили время, когда внешние люди, имеющие власть, старались вторгнуться в жизнь церкви, в результате чего произошел раскол в братстве, как Вам удалось тогда устоять и пережить весь этот прессинг со стороны атеистической власти?
АР: Об этом можно было бы написать длинную историю или книгу. Тогда для церкви были трудные времена, а особенно для служителей церкви. Приходилось отстаивать невмешательство внешних во внутренние дела церкви. Тогда было это нелегко и опасно, за что и приходилось терпеть. Клевета, унижения, штрафы за религиозную деятельность, угрозы и т.д., и т.п. Но это все, слава Богу, прошло, и теперь времена изменились. У меня нет обид на тех, кто мне тогда причинил немало переживаний, такие люди достойны сожаления за их невежество. Я простил всем им, и да помилует их Господь. Переносить все это давал силы Бог.
КЖ: В наши дни внешние границы между верующими и неверующими стали незаметны. Как Вы думаете, какие дополнительные опасности появились для христиан сегодня?
АР: История христианства знает период гонений на первых христиан и их мужество и верность Господу, и период свободы в IV веке при императоре Константине, когда церковь стала сливаться с миром, и от этого она духовно ослабла. Я не считаю, что гонения на христиан это лучше, наоборот, свобода проповеди Евангелия лучше. Но при свободе есть опасность слияния с миром и поэтому нужно особенно бодрствовать духовно и пребывать в учении Господнем. С приходом религиозной свободы пришло также много ересей и заблуждений, стирается грань между духовным и плотским. Свобода хороша при правильном пользовании ей, только бы эта свобода, как пишет апостол Павел, не послужила к угождению плоти.
КЖ: Онкологическое заболевание является очень страшным диагнозом для многих, какие движения происходили в Вашем внутреннем мире, когда Вы узнали свой диагноз?
АР: Я не предполагал, что у меня такой диагноз. Но воспринял это спокойно, хотя для меня это было неожиданно. Сознание того, что мы не вечны и когда-то каждый из нас, кто раньше, а кто позже, должен покинуть этот мир и уйти в мир иной всегда присутствовало в моем сознании. И эта скорбная новость меня не смутила, так как вера в Бога дает надежду и в отчаянных обстоятельствах не отчаиваться, где по-человечески надежды нет. Для верующего есть надежда быть в вечности в Царствии Божьем. Конечно, все мои земные планы, которые были на будущее, рухнули. И осталось только одно, как мы поем в одном из христианских гимнов: «Ближе Господь к Тебе, ближе к Тебе». Онкология - это еще не приговор, и что и как будет дальше, никто не знает. Наша жизнь в руках Бога и Он силен продлить жизнь или прервать ее. На все да будет воля Господня. Главное, всегда быть с Господом и быть готовым встретиться с Ним в любой момент.
КЖ: Что Вы могли бы посоветовать людям, которые переносят страшные скорби, трудности и болезни?
АР: Болезни, трудности и скорби часто приходят не по нашей вине, и мы не всегда можем от них избавиться. Наша земная жизнь временна и полна страданий, и все это знают. Но не все люди думают о вечности. Однако в вечность уйти придется каждому. Вопрос лишь в том, где будешь вечность проводить? В раю с Богом или в муках ада. Поэтому мой совет всем неверующим, ибо так говорит Господь: «Покайтесь и веруйте в Евангелие». Только путем примирения с Богом можно избежать гнева Божьего и осуждения в ад. Все земные скорби не идут в сравнение с муками ада, и кто туда попадет, для таковых начнутся вечные муки, которые больше земных страданий.
А для тех, кто теперь служит Богу и переносит скорби, трудности и болезни, наступит в вечности другое время, как написано в книге Откровения: «И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло». Итак, утешайтесь сими словами, ибо верен Бог, что обещал Бог, то Он исполнит.
КЖ: Как Вы смотрите на будущее церкви, в частности на христианскую молодежь, которая берет в свои руки бразды правления повсеместно?
АР: Старшее поколение верующих постепенно уходит в вечность. И их место в служении займут другие, которые сегодня молоды, и это будет. Слава Богу, что в церквях есть молодежь. Церковь будет жить. Вопрос только в том, как будет жить церковь, и в каком направлении идти. Под знаменем Христа и Его учения или под другими знаменами? Брать бразды правления в свои руки, это не есть путь Божьего избрания. Путь Божьего избрания таков, как об этом сказал апостол Петр: «Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Итак смиритесь под крепкую руку Божию, да вознесет вас в свое время». Отсутствие смирения и послушания не приведет к хорошему, и в этом есть опасность для молодежи и церкви.
КЖ: Наш журнал читают как глубоко верующие в Бога люди, так и сомневающиеся или же атеисты, что бы Вы могли им пожелать?
АР: Хочется снова всем напомнить, что наша жизнь коротка, скоротечна и полна неожиданностей. Поэтому желаю всем поставить на первое место в жизни то, что имеет вечную ценность, а это душа человека. Позаботьтесь привести ваши личные взаимоотношения с Богом в должный порядок. Как это сделать? Исследуйте Священное Писание, молитесь, общайтесь с верными Богу людьми, принимайте мудрые советы и живите свято. Будьте готовы в любой час предстать пред Господом, чтобы дать отчет за свою жизнь. Оставьте сомнение и неверие, ибо в вечности его больше не будет. Лучше сделать это теперь, чтобы не было поздно потом.