Нужно сказать, что царь Аса, подобно Давиду тоже был благочестивым царем. Вот его характеристика при вступлении на царство: «И делал Аса доброе и угодное в очах Господа Бога своего: и отверг он жертвенники [богов] чужих и высоты, и разбил статуи, и вырубил [посвященные] дерева; и повелел Иудеям взыскать Господа Бога отцов своих, и исполнять закон [Его] и заповеди; и отменил он во всех городах Иудиных высоты и статуи солнца . И спокойно было при нем царство» (2-я Пар. 14:2-5).
Бог дал Асе успех во всех его делах. Но однажды против него выступил Зарай Ефиоплянин с войском более чем в три раза превосходящим воинство Асы. Тогда царь возопил к Богу такими словами: «Господи! Не в Твоей ли силе помочь сильному или бессильному? Помоги же нам, Господи Боже наш: ибо мы на Тебя уповаем и во имя Твое вышли мы против множества сего. Господи! Ты Бог наш: да не превозможет Тебя человек». И поразил Господь Ефиоплян пред лицем Асы и пред лицем Иуды, и побежали Ефиопляне». (2-я Пар. 14:11-12).
Великая победа вдохновила всех иудеев, в том числе и пророков. Как раз во время великой победы к царю приходит пророк Анания и говорит: «Послушайте меня, Аса и весь Иуда и Вениамин : Господь с вами, когда вы с Ним; и если будете искать Его, Он будет найден вами; если же оставите Его, Он оставит вас…
Но вы укрепитесь, и пусть не ослабевают руки ваши, потому что есть возмездие за дела ваши». Когда услышал Аса слова сии и пророчество , [сына] Одеда пророка , то ободрился и изверг мерзости [языческие] из всей земли Иудиной и Вениаминовой и из городов , которые он взял на горе Ефремовой , и обновил жертвенник Господень, который пред притвором Господним». (2-я Пар. 15:2-8).
Реакция царя Асы была очень хорошей на пророчество Анании. Мы видим, что он даже лишил царского звания свою маму Мааху за то что она сделала истукан для дубравы. Народ радовался и Бог дал мир и благоденствие Асе и всему народу иудейскому в течение 35-ти лет.
Но вот Вааса, царь Израильский стал строить против Асы стену. И здесь благочестивый царь не доверился Господу, а взял все золото из дома Божьего и дома царского и отдал царю Сирии Венададу, заключив с ним союз против царя Ваасы.
Здесь показано сердце Асы, что он возложил в данном случае свое упование не на Бога, а на царя Сирии. И вот однажды ему пришлось выслушать за это обличения прозорливца:
«В то время пришел Ананий прозорливец к Асе, царю Иудейскому, и сказал ему: «Так как ты понадеялся на царя Сирийского и не уповал на Господа Бога твоего, потому и спаслось войско царя Сирийского от руки твоей. Не были ли Ефиопляне и Ливияне с силою большею и с колесницами и всадниками весьма многочисленными? Но как ты уповал на Господа, то Он предал их в руку твою, ибо очи Господа обозревают всю землю, чтобы поддерживать тех, [чье] сердце вполне предано Ему. Безрассудно ты поступил теперь. За то отныне будут у тебя войны». И разгневался Аса на прозорливца, и заключил его в темницу, так как за это был в раздражении на него; притеснял Аса и [некоторых] из народа в то время» (2-я Пар. 16:7-10).
Итак, обличение царя стоило Ананию свободы. Он был брошен в тюрьму. Не думаю, что пророк не знал наперед, что это может случиться, однако не мог смириться с тем, что царь отступает от Бога и стал его обличать.
Благочестивый царь Аса, который так ревностно восстал против идолопоклонства, теперь стал на путь богоотступничества и стал притеснять некоторых из народа.
Можно было бы махнуть на него рукой и сказать, что всякие обличения все равно не помогут и даже повредят делу Божьему, потому что пророк был лишен свободы и отправлен в тюрьму… Но Бог повелел пророку говорить истину!
Когда голос пророка умолк, Бог начал по-другому разговаривать с царем:
«И сделался Аса болен ногами на тридцать девятом году царствования своего, и болезнь его поднялась до верхних частей тела; но он в болезни своей взыскал не Господа, а врачей.» /2-я Пар. 16:12/
Царь, который начинал так хорошо, закончил свою жизнь не очень хорошо. Итак Бог стал говорить с царем посредством болезни. Но и этот язык был не понятен Асе. В своей болезни он не взыскал Бога, а врачей. Не думаю, что Бог говорит здесь что-то против врачей. Бог дает мудрость и врачам. И врачи бывают очень рады, когда их пациенты молятся Богу, прося одновременно силы и помощи свыше. Но Аса не искал Бога, не молился Ему, а уповал на врачей. Начиная от болезни ног, Аса был поражен полностью постигшим его заболеванием и так умер. Бесславным был конец Асы, но его изначальное благочестие и упование на Бога отмечено в Библии.
Тот же самый царь в одном случае прислушался к голосу пророка Анании, а в другом - отверг его. В первом случае постигло его великое благословение, а в во втором - царь не стал прислушиваться к голосу Бога и в конечном счете бесславно умер.
Тем не менее, общее заключение о нем таково: «Хотя высоты не были отменены у Израиля, но сердце Асы было вполне предано [Господу] во все дни его» (2-я Пар. 15:17).