Поэт, государственный деятель России, грешник...

Dec 05, 2013 10:58


Одним из любимых моих поэтов является Федор Иванович Тютчев. Может потому что он родился в Брянской области, которую, порой, даже некоторые россияне считают Беларусью. Он был талантливым человеком с самого детства. Не мудрено, что в последствии стал государственным служащим, достигшим высших эшелонов власти. В честь 210-летия со дня его рождения хотел бы бросить беглый взгляд на его творчество и жизнь.
Кстати, будучи государственным служащим поэт заботится об улучшении имиджа России на Западе. Однако в своих стихах приходит к выводу:

Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В ее глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы.Несмотря на разрыв во времени, когда читаешь стихотворение Федора Ивановича "Наш век", думаешь про себя, что это же о нашем времени он пишет. Судите сами, читая это стихотворение:

Не плоть, а дух растлился в наши дни,
И человек отчаянно тоскует...
Он к свету рвется из ночной тени
И, свет обретши, ропщет и бунтует.

Безверием палим и иссушен,
Невыносимое он днесь выносит...
И сознает свою погибель он,
И жаждет веры... но о ней не просит...
Не скажет ввек, с молитвой и слезой,
Как ни скорбит перед замкнутой дверью:
"Впусти меня!- Я верю, боже мой!
Приди на помощь моему неверью!.."
Некоторые моменты жизни Федора Ивановича Тютчева:
1. В памяти народной он остался как поэт и писал стихи с юных лет, но не считал поэзию своим основным родом деятельности и только в 51 год, благодаря уговорам Тургенева, издал свой первый сборник.
2. Был женат вначале на одной немке по имени Элеонора, потом на второй - Эрнестине, которые не знали русский.
3. Когда умерла его первая жена, видимо, испытал глубокую боль и мучение в совести своей, потому что за ночь, которую провел у ее гроба, полностью поседел. (Биографы утверждают, что неофициальная связь с Эрнестиной у него была еще до смерти Элеоноры).
4. Несмотря на то, что в своих стихах он обнаруживает веру в Бога, но в то же время и грех одолевает его, потому что, будучи женатым, заводит роман с ровесницей своей дочери Еленой Денисьевой. Из-за ее связей с поэтом, от нее отказался отец, но это не остановило ее и она полностью погрузилась в свои любовные отношения с Тютчевым.
Подводя итог своей преступной любви Тютчев написал большое стихотворение, которое закончил словами:
О, как убийственно мы любим!
Как в буйной слепоте страстей
Мы то всего вернее губим,
Что сердцу нашему милей!

5. Вернувшись в Россию в 1844 году, Тютчев вновь поступает в министерство иностранных дел (1845), где с 1848 года занимал должность старшего цензора. Будучи им, он не разрешил распространять в России манифест коммунистической партии на русском языке, заявляя что «кому надо, прочтут и на немецком». 6. В статье «Россия и революция» Тютчевым была проведена мысль, что в «современном мире» существуют только две силы: революционная Европа и консервативная Россия. Тут же излагалась и идея создания союза славянско-православных государств под эгидой России.
7. Дети Федора Тютчева.

1-я жена: Тютчева, Элеонора Фёдоровна. Их дети:
  1. Тютчева, Анна Фёдоровна (1829-1889), фрейлина, автор воспоминаний. Муж - Аксаков, Иван Сергеевич
  2. Тютчева, Дарья Фёдоровна (1834-1903), фрейлина
  3. Екатерина (1835-1882), фрейлина


2-я жена: Пфеффель, Эрнестина. Их дети:
  1. Тютчева, Мария Фёдоровна (1840-1873), замужем с 1865 г. за Николаем Алексеевичем Бирилёвым (1829-1882)
  2. Дмитрий Фёдорович (1841-1870), женат на Ольге Александровне Мельниковой (1830-1913)
  3. Тютчев, Иван Фёдорович (1846--1909), женат с 1869 года на Ольге Петровне Путяте (1840-1920), племянница жены Е. А. Боратынского, дочери литературоведа Н. В. Путяты.

Любовница - Денисьева, Елена Александровна (отношения длились 14 лет). Их дети:
  1. Елена (1851-1865)
  2. Тютчев, Фёдор Фёдорович (1860-1916)
  3. Николай (1864-1865)
А теперь беглый взгляд на стихи Федора Ивановича. Видимо многие помнят его четверостишие, вероятно написанное при попытке согласовать в своем разуме Европу и Россию:

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать -
В Россию можно только верить.

Перо поэта просто и талантливо пишет о природе. И то что он написал более чем полтора века тому назад, мы повторяем с величайшим вдохновением. К примеру вот это:

Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.

Из природы поэт берет уроки для своей жизни:

И в божьем мире то ж бывает,
И в мае снег идет порой,
А всё ж Весна не унывает
И говорит: «Черед за мной!..»
Бессильна, как она ни злися,
Несвоевременная дурь,-
Метели, вьюги улеглися,
Уж близко время летних бурь.
Тема весны очень часто фигурирует в стихах поэта. Это как борьба между жизнью и смертью, в которой побеждает после зимы весна. Торжество жизни чувствуется во многих стихах поэта. И даже школьники неосознанно повторяют его, к примеру, такие стихи:

Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
Поэт далее рисует зиму в виде ведьмы злой, которая запускает в весну  - прекрасное дитя, снега. Но:

Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.
Неоднократно Тютчев возвращается к духовной или религиозной тематике. И сам говорит о своем сердце следующее:

Чему бы жизнь нас ни учила,
Но сердце верит в чудеса:
Есть нескудеющая сила,
Есть и нетленная краса.
Не знаю кому посвящено это стихотворение, но понятно, что поэт восхищается верой какого-то близкого человека и пишет о нем следующее в этом же стихотворении:

Но этой веры для немногих
Лишь тем доступна благодать,
Кто в искушеньях жизни строгих,
Как вы, умел, любя, страдать.

Знает Тютчев все трудности и превратности жизни и знает где и в чем искать подкрепление для своей души, когда оказываешься в тяжелых обстоятельствах. Опять же, я не знаю какой женщине он слал Новый Завет, но в напутствие он написал ей вот такие стихи, из которых здесь привожу две строфы:

Но скудны все земные силы:
Рассвирепеет жизни зло -
И нам, как на краю могилы,
Вдруг станет страшно тяжело.
Вот в эти-то часы с любовью
О книге сей ты вспомяни -
И всей душой, как к изголовью,
К ней припади и отдохни.

Знает поэт, что без Бога, без Его воли счастья в мире нет. И выражает он это в следующих стихах:

Когда на то нет божьего согласья,
Как ни страдай она, любя,-
Душа, увы, не выстрадает счастья,
Не может выстрадать себя...
Подобно тому, как и мы сегодня, Тютчев был обеспокоен растлением людей и думал об исцелении греховных ран народа и вот к какому выводу приходит в своем стихотворении "Над этой темною толпой":

Растленье душ и пустота,
Что гложет ум и в сердце ноет,-
Кто их излечит, кто прикроет?..
Ты, риза чистая Христа...
Критически Федор Иванович смотрит на папу Римского, как на наместника Христа и выражает свой критицизм в стихотворении "Ватиканская годовщина", в заключение которого пишет:

Но нет, как ни борись упрямо,
Уступит ложь, рассеется мечта,
И ватиканский далай-лама
Не призван быть наместником Христа.

А вот на лютеран у поэта совершенно другой взгляд. Таки жизнь в Германии серьезно повлияла на него:

Я лютеран люблю богослуженье,
Обряд их строгий, важный и простой -
Сих голых стен, сей храмины пустой
Понятно мне высокое ученье.
Видит Федор Иванович борьбу лжи и ада против правды и жизни:

Ложь воплотилася в булат;
Каким-то божьим попущеньем
Не целый мир, но целый ад
Тебе грозит ниспроверженьем...
Все богохульные умы,
Все богомерзкие народы
Со дна воздвиглись царства тьмы
Во имя света и свободы!
Тебе они готовят плен,
Тебе пророчат посрамленье,-
Ты - лучших, будущих времен
Глагол, и жизнь, и просвещенье!
О, в этом испытаньи строгом,
В последней, в роковой борьбе,
Не измени же ты себе
И оправдайся перед богом...
Ожидает поэт свою кончину и желает не просто тлеть, а пламенем вспыхнуть и потухнуть:
О небо, если бы хоть раз
Сей пламень развился по воле -
И, не томясь, не мучась доле,
Я просиял бы - и погас!

Великолепный шедевр поэт нарисовал о последних днях жизни человека и следующими стихами:

Когда дряхлеющие силы
Нам начинают изменять
И мы должны, как старожилы,
Пришельцам новым место дать,-
Спаси тогда нас, добрый гений,
От малодушных укоризн,
От клеветы, от озлоблений
На изменяющую жизнь;
От чувства затаенной злости
На обновляющийся мир,
Где новые садятся гости
За уготованный им пир...
Размышляет с большой тоской, во время бессонницы Тютчев о будущем, когда его уже не будет на этой земле вот в этом стихотворении. Опять же привожу только несколько строф:

И новое, младое племя
Меж тем на солнце расцвело,
А нас, друзья, и наше время
Давно забвеньем занесло!
Лишь изредка, обряд печальный
Свершая в полуночный час,
Металла голос погребальный
Порой оплакивает нас!

Конечно же, великий классик размышляет и о конце этого мира. И вот как он его себе представил:

Когда пробьет последний час природы,
Состав частей разрушится земных:
Всё зримое опять покроют воды,
И божий лик изобразится в них!

Осталось после всего этого добавить, что любовная лирика поэта преисполнена интеллигентности, чужда пошлости, она как и все стихи поэта насыщена образами и говорит о настоящей любви. Вот только один отрывок из его стихотворения:

Я помню время золотое,
Я помню сердцу милый край.
День вечерел; мы были двое;
Внизу, в тени, шумел Дунай.
И на холму, там, где, белея,
Руина замка вдаль глядит,
Стояла ты, младая фея,
На мшистый опершись гранит,
Ногой младенческой касаясь
Обломков груды вековой;
И солнце медлило, прощаясь
С холмом, и замком, и тобой.

Биографические данные и фото взяты из Википедии и здесь

Стихи, Вера в Бога, Федор Тютчев, Анализ

Previous post Next post
Up