Сегодня внимание многих приковано к Сирии или же к ее столице - городу Дамаску. По количеству жителей он примерно равняется городу Минску, где проживает около двух миллионов. Имя этого города упоминается в Библии в русском переводе 49 раз в 18-ти книгах. Что же Слово Божье говорит об этом городе? Невозможно все пересказать, но о некоторых фактах хочу упомянуть.
1.Это очень древний город
История Дамаска начинается примерно 4500 лет тому назад. В Библии он впервые упомянут в связи с пленением Лота войсками неприятелей. Дядя Лота Авраам не дрогнул от этого известия, а мобилизовал своих рабов и: «…разделившись, напал на них ночью, сам и рабы его, и поразил их, и преследовал их до Ховы, что по левую сторону Дамаска»(Быт. 14:15). Так что город существовал еще во времена Авраама. Подтверждением этому является молитва родоначальника всех верующих к Богу: «Владыка Господи! что Ты дашь мне? я остаюсь бездетным; распорядитель в доме моем этот Елиезер из Дамаска». (Быт. 15:2).
2. Военные конфликты и перемирия между Израилем и Сирией
Надо сказать, что с сириянами воевал Давид и его военачальники в лице Иоава и Авессы. Именно во время трудного сражения с Сирией с одной стороны и Аммонитянами - с другой, Иоав сказал очень важные слова своему брату: «Если Сирияне будут одолевать меня, то ты поможешь мне, а если Аммонитяне будут одолевать тебя, то я помогу тебе. Будь мужествен, и будем твердо стоять за народ наш и за города Бога нашего, - и Господь пусть сделает, что ему угодно» /1-я Парал. 19:13/. В этой истории г.Дамаск не упоминается.
Во времена Давида Сирия была подчинена Израилю: «И Сирияне побежали от Израильтян, и истребил Давид у Сириян семь тысяч колесниц и сорок тысяч пеших, и Совака военачальника умертвил. Когда увидели слуги Адраазара, что они поражены Израильтянами, заключили с Давидом мир и подчинились ему. И не хотели Сирияне помогать более Аммонитянам.» /1-я Парал. 19:19/.
Продолжение войны было во времена Соломона. Библия говорит, что случилось это потому что царь Израиля Соломон отступил от Господа, стал идолопоклонником. Сам Бог воздвиг такого противника Израилю: «И воздвиг Бог против Соломона еще противника, Разона, сына Елиады, который убежал от государя своего Адраазара, царя Сувского и, собрав около себя людей, сделался начальником шайки, после того, как Давид разбил Адраазара; и пошли они в Дамаск, и водворились там, и владычествовали в Дамаске. И был он противником Израиля во все дни Соломона. Кроме зла, причиненного Адером, он всегда вредил Израилю и сделался царем Сирии.» /3-я Царств 11:23-25/.
Настало время, когда Израиль был разделен на две части и воевал внутри себя. Так иудейский царь Аса сражался против израильского царя Ваасы. Ради того чтобы победить своего противника, первый заключил договор с царем Сирии: «И взял Аса все серебро и золото, остававшееся в сокровищницах дома Господня и в сокровищницах дома царского, и дал его в руки слуг своих, и послал их царь Аса к Венададу, сыну Тавримона, сына Хезионова, царю Сирийскому, жившему в Дамаске, и сказал: «Союз да будет между мною и между тобою, как был между отцом моим и между отцом твоим; вот, я посылаю тебе в дар серебро и золото; расторгни союз твой с Ваасою, царем Израильским, чтобы он отошел от меня» /3-я Царств 15:18-19/.
Так что золото и серебро из Дома Господня в Израиле перекочевало в Сирию в сокровищницу царя Венадада.
Не могу сказать точно, тот ли самый это Венадад или другой царь сирийский под тем же именем, (надо было бы исследовать этот вопрос), воевал с нечестивым царем Израиля Ахавом, о чем повествует 20-я глава Третьей книги Царств. Несмотря на нечестие последнего, Бог дал Израилю победу. Ожидалось, что Венадад будет уничтожен, но Ахав пожалел его и они заключили между собой мирный договор:
«И сказал ему Венадад: «Города, которые взял мой отец у твоего отца, я возвращу, и площади ты можешь иметь для себя в Дамаске, как отец мой имел в Самарии. Ахав сказал: после договора я отпущу тебя. И, заключив с ним договор, отпустил его».(3-я Царств 20:34). Такой поворот дела не был хорош в глазах Бога и он обличает Ахава через пророка.
Еще об одном царе Израиля Иеровоаме говорится, что он воевал и возвратил Израилю Дамаск. (4-я Царств 14:28). Так что было время, когда Дамаск входил в состав еврейского царства.
Очень интересная история содержится в Четвертой книге Царств в пятой главе. Она говорит о прокаженном военачальнике войска сирийского Неемане и плененной еврейской девочке, указавшей ему на пророка в Израиле. Именно его упоминает Иисус Христос в своей речи (Лук.4:27).
Далее содержатся и другие интересные истории в процессе войны между евреями и сириянами.
3. Пророк Елисей в Дамаске пророчествовал царю
Неприятная история описана в отношении царя Венадада и будущего царя Сирии Азаила в третьей и четвертой книгах Царств. Сам Бог повелевает Елисею: «Пойди обратно своею дорогою чрез пустыню в Дамаск, и когда придешь, то помажь Азаила в царя над Сириею» (3-я Царств 19:15).
Далее мы читаем: «И пришел Елисей в Дамаск, когда Венадад, царь Сирийский, был болен. И донесли ему, говоря: пришел человек Божий сюда. И сказал царь Азаилу: возьми в руку твою дар и пойди навстречу человеку Божию, и вопроси Господа чрез него, говоря: выздоровею ли я от сей болезни?
И пошел Азаил навстречу ему, и взял дар в руку свою и всего лучшего в Дамаске, сколько могут нести сорок верблюдов, и пришел и стал пред лице его, и сказал: сын твой Венадад, царь Сирийский, послал меня к тебе спросить: "выздоровею ли я от сей болезни?" (4-я Царств 8:7-9).
Читатели Библии знают, что Елисей сказал, что царь выздоровеет, однако все равно умрет. Так и случилось, потому что только что помазанный на царя Азаил удушил своего предшественника.
4. В войну против Дамаска втянута Ассирия
Времена менялись и Господь допустил, чтобы царь Ассирии взял верх над царствами. Война продолжалась между Иудеей и Сирией. Иудейский царь Ахаз не мог устоять против сириян, поэтому обращается за помощью к ассирийцам. Опять же он собирает серебро и золото в Доме Господнем и отсылает его своему коллеге. В результате такого действия по этому поводу мы читаем следующее: «И послушал его царь Ассирийский; и пошел царь Ассирийский в Дамаск, и взял его, и переселил жителей его в Кир, а Рецина умертвил» (4-я Царств 16:9).
Но в конечном счете Иудея не устояла против Сирии и потерпела от нее поражение. Печально, но вот что повествуют библейские летописцы: «И по истечении года выступило против него войско Сирийское, и вошли в Иудею и в Иерусалим, и истребили из народа всех князей народа, и всю добычу, взятую у них, отослали к царю в Дамаск» (2-я Пар. 24:23). Это произошло во дни царя Иоаса, который царствовал в Иерусалиме. В семь лет он воцарился и до тех пор пока его наставлял священник Иодай, он поступал верно. Но по смерти Иоадая все пошло на нет.
А вот уже во время упоминаемого царя Ахаза и тоже в Иерусалиме, произошло следующее:
«И предал его Господь Бог его в руку царя Сириян, и они поразили его и взяли у него множество пленных и отвели в Дамаск. Также и в руку царя Израильского был предан он, и тот произвел у него великое поражение» (2-я Пар. 28:5).
5. Царь Израиля перенимает религию сириян
Не вразумился царь Ахаз, а продолжал грешить и во время своего союза с Ассирией сделал следующее: «И пошел царь Ахаз навстречу Феглаффелласару, царю Ассирийскому, в Дамаск, и увидел жертвенник, который в Дамаске, и послал царь Ахаз к Урии священнику изображение жертвенника и чертеж всего устройства его. И построил священник Урия жертвенник по образцу, который прислал царь Ахаз из Дамаска; и сделал так священник Урия до прибытия царя Ахаза из Дамаска. И пришел царь из Дамаска, и увидел царь жертвенник, и подошел царь к жертвеннику, и принес на нем жертву» (4-я Царств 16:10-12).
6. Пророки о Дамаске
Пророк Исаия предрекает пленение и ограбление Дамаска царем Ассирийским: «Ибо прежде нежели дитя будет уметь выговорить: отец мой, мать моя, - богатства Дамаска и добычи Самарийские понесут перед царем Ассирийским» (Исаия 8:4).
Далее мы читаем более радикальное пророчество об этом городе: «Вот, Дамаск исключается из числа городов и будет грудою развалин» (Ис. 17:1).
Иеремия вторит своему собрату Исаии: «О Дамаске. - Посрамлены Емаф и Арпад, ибо, услышав скорбную весть, они уныли; тревога на море, успокоиться не могут. Оробел Дамаск и обратился в бегство; страх овладел им; боль и муки схватили его, как женщину в родах» (Иер. 49:23-24). Продолжая в том же тоне он говорит далее: «И зажгу огонь в стенах Дамаска, и истребит чертоги Венадада» (Иер. 49:27).
Иезекииль подчеркивает большое богатство Дамаска: «Дамаск, по причине большого торгового производства твоего, по изобилию всякого богатства, торговал с тобою вином Хелбонским и белою шерстью» (Иез. 27:18)
Пророк Амос выступает в том же духе, что Исаия и Иеремия: «Так говорит Господь: за три преступления Дамаска и за четыре не пощажу его, потому что они молотили Галаад железными молотилами. И пошлю огонь на дом Азаила, и пожрет он чертоги Венадада. И сокрушу затворы Дамаска, и истреблю жителей долины Авен и держащего скипетр - из дома Еденова, и пойдет народ Арамейский в плен в Кир, говорит Господь» (Амос 1:5).
Захария же как бы мимоходом упоминает Дамаск и тоже в контексте наказания Господня за грехи: «Пророческое слово Господа на землю Хадрах, и на Дамаске оно остановится, - ибо око Господа на всех людей, как и на все колена Израилевы» (Зах. 9:1).
7. Дамаск в Новом Завете
В Новом Завете Дамаск упоминается в связи с бурной деятельностью Савла, а потом и Апостола Павла. Мы знаем, что будущий Апостол под именем Савл идет в Дамаск по собственной инициативе, чтобы там в синагогах вязать и приводить в Иерусалим всех последующих учению Иисуса Христа. (Деян. 9:2).
Около этого города Сам Иисус Христос встретил Савла и произошло великое обращение гонителя Церкви.
Действительно в Дамаске были последователи Христа и одному из них по имени Анания Господь повелел возложить руки на Савла, чтобы тот прозрел. Всю эту удивительную историю мы читаем в девятой главе Деяния Св.Апостолов.
Там же в Дамаске, Савл, крестившись стал ревностно проповедовать Христа: «А Савл более и более укреплялся и приводил в замешательство Иудеев, живущих в Дамаске, доказывая, что Сей есть Христос» (Деян. 9:22).
Затем свидетельство Апостола Павла о происшедшем возле Дамаска звучит перед народом в Иерусалиме: «Как засвидетельствует о мне первосвященник и все старейшины, от которых и письма взяв к братиям, живущим в Дамаске, я шел, чтобы тамошних привести в оковах в Иерусалим на истязание. Когда же я был в пути и приближался к Дамаску, около полудня вдруг осиял меня великий свет с неба…» (Деян. 22:6).
Эту же историю своего обращения и призвания Павел повторяет царю Агриппе во время суда над ним уже в 26-ой главе Деяния Апостолов.
И еще дважды Апостол упоминает Дамаск в Своих посланиях: «В Дамаске областной правитель царя Ареты стерег город Дамаск, чтобы схватить меня» (2-е Кор. 11:32). Апостол подчеркивает, что его гнали во многих местах, в том числе и в Дамаске хотели арестовать.
И последний раз город Дамаск упоминается Павлом в послании к Галатам. Здесь великий служитель говорит о том что он проповедовал в столице Сирии: «И не пошел в Иерусалим к предшествовавшим мне Апостолам, а пошел в Аравию, и опять возвратился в Дамаск» (Гал. 1:17).
Фото взято
здесь