50 лет знаменитой речи баптистского проповедника Мартина Лютера Кинга

Aug 29, 2013 15:15


Полвека назад, 28 августа 1963 года, состоялся "Марш на Вашингтон" - одна из самых громких публичных акций движения борьбы за права негритянского населения Соединенных Штатов. Кульминацией мероприятия стало выступление священнослужителя и правозащитника Мартина Лютера Кинга-младшего. Произнесенная им речь известна под названием "У меня есть мечта" и считается важнейшей вехой в новейшей американской истории.

По замыслу организаторов, "Марш на Вашингтон за рабочие места и свободу", как он полностью именовался, должен был собрать около ста тысяч человек. В действительности же у Мемориала Линкольна на Национальной аллее в американской столице собрались более двухсот тысяч манифестантов. Чтобы мобилизовать их, объединили усилия две соперничавшие организации, которые отстаивали права чернокожих: Национальная ассоциация содействия прогрессу цветного населения (NAACP) и Конференция южного христианского руководства (SCLC) - последнюю как раз возглавлял преподобный доктор Кинг.

image Click to view



Одним из поводов для проведения масштабной манифестации послужила инициатива президента Джона Кеннеди, который вынес на суд федеральных законодателей проект Закона о гражданских правах, предусматривавший запрет расовой сегрегации в публичных местах. Документ забуксовал в Конгрессе, а негритянские акции протеста в разных штатах заканчивались ожесточенными столкновениями с полицией, и лидеры правозащитного движения решили собрать своих сторонников в самом сердце страны.
Сам Кеннеди отнесся к идее Марша на Вашингтон скептически, опасаясь эскалации насилия. Организаторы, со своей стороны, настаивали на мирном характере акции и призывали к участию в ней как чернокожих, так и сочувствующих им представителей других рас. К слову, наиболее радикальные представители негритянского движения, в том числе будущий идеолог "Нации ислама" Малкольм Икс, критиковали Марш за мультирасовый состав, ненасильственный характер и умеренность ораторов - в том числе Кинга.
Лидер SCLC выступал последним. В начале речи он обратился к фигуре Авраама Линкольна, который в 1863 году выпустил Прокламацию об освобождении рабов. Главная идея выступления заключалась в том, что спустя сто лет после этого знаменательного события чернокожее население все еще было угнетено и не получило равных с белыми прав. "Спустя сто лет жизнь негра, к сожалению, все еще изуродована оковами сегрегации и цепями дискриминации, - заявил доктор Кинг. - Спустя сто лет негр живет на одиноком островке бедности посреди обширного океана материального преуспевания".
Ссылаясь на Прокламацию об освобождении, а также Конституцию США, Декларацию независимости и Библию, преподобный призвал сограждан добиваться равенства рас, без которого, как он подчеркнул, невозможно воплотить в жизнь основополагающие принципы американской нации. Предположительно, первая часть его речи была основана на подготовленном тексте. Вторая же, в которой как раз и появляется тема "мечты", представляла собой импровизацию, местами опиравшуюся на предыдущие выступления самого Кинга, а также включавшую мотивы, использованные другим чернокожим проповедником - Арчибальдом Кэри-младшим.
"У меня есть мечта - чтобы однажды наша нация поднялась в полный рост и воплотила в жизнь истинное значение своего кредо - истину, которую мы считаем самоочевидной: все люди созданы равными", - провозгласил Кинг. Далее фраза "у меня есть мечта" звучала рефреном с указаниями на штаты, в которых сегрегация укоренилась наиболее прочно. В заключение правозащитник выразил надежду, что когда-нибудь свобода и равенство восторжествуют на всей территории Соединенных Штатов.
"С помощью одной фразы Мартин Лютер Кинг-младший присоединился к Джефферсону и Линкольну в числе людей, определивших облик современной Америки", - полагает журналист Джон Мичем, лауреат Пулитцеровской премии. Что характерно, ни Джефферсону, ни Линкольну, ни кому-либо еще из исторического пантеона США не посвятили отдельный национальный праздник - только Кингу. День Мартина Лютера Кинга сейчас отмечают в третий понедельник января все пятьдесят штатов страны.
Марш на Вашингтон и прозвучавшую на нем речь Кинга принято считать толчком к принятию в США федеральных законов, утверждающих права негритянского населения. В 1964 году был принят Закон о гражданских правах, запретивший расовую и иную дискриминацию в органах власти и общественных местах. В 1965-м - Закон об избирательных правах, который запретил расовую дискриминацию на избирательных участках и установил федеральный надзор за выборами в штатах и округах, где традиционно были сильны расистские настроения. Оба акта подписал Линдон Джонсон, занявший место убитого в ноябре 1963 года Кеннеди.
Мартин Лютер Кинг-младший (настоящее имя - Майкл Кинг) родился в 1929 году в Атланте, штат Джорджия. Получил степень бакалавра по социологии, а затем - по богословию. В двадцать пять лет стал пастором баптистской церкви, вскоре защитил богословскую диссертацию и получил степень доктора философии. В 1957 году принял участие в создании Конференции южного христианского руководства и стал ее первым президентом. Помимо борьбы за права чернокожих, участвовал также в кампаниях против бедности и войны во Вьетнаме. Правительство США подозревало Кинга в сотрудничестве с коммунистическими силами и вело за ним постоянную слежку, а первый директор ФБР Эдгар Гувер объявил правозащитника "самым отъявленным лжецом в стране".
Кинг между тем укрепился в неформальном статусе лидера всего движения борьбы за права цветного населения. В 1963 году журнал Time признал чернокожего правозащитника человеком года, а в 1964-м Кинг стал самым молодым в истории лауреатом Нобелевской премии мира, которую ему присудили за ненасильственную борьбу против расовой сегрегации. Однако страна, несмотря на новые законы, усваивала идеи Кинга с трудом. Власти на местах продолжали разгонять демонстрации чернокожих - достаточно вспомнить "кровавое воскресенье" 7 марта 1965 года в Алабаме, а спустя еще три с небольшим года сам лидер правозащитного движения был застрелен. Как и в случае с Кеннеди, убийцу поймали, но ясности относительно истинных организаторов убийства нет.
Пятидесятилетие Марша на Вашингтон в американской столице начали отмечать в субботу, 24 августа. На Национальной аллее, где теперь есть и мемориал Мартина Лютера Кинга, собрались десятки тысяч демонстрантов - преимущественно чернокожих. Основная идея, звучавшая и в интервью участников акции, и в комментариях СМИ, сводится к тому, что мечта, о которой покойный правозащитник говорил в своей известнейшей речи, до сих пор не воплотилась в жизнь. По мнению недовольных, даже избрание президентом мулата Барака Обамы не означает, что права афроамериканцев не ущемляются из-за цвета их кожи.
Многие приводят два примера дискриминации. Во-первых, это история Трэйвона Мартина - чернокожего подростка, которого в 2012 году застрелил во Флориде общественный патрульный Джордж Циммерман. Хотя Циммерман утверждает, что применил оружие в порядке самообороны, его противники убеждены, что Мартин стал мишенью исключительно из-за характерного для черной молодежи стиля одежды и негативных расовых стереотипов, которыми руководствовался патрульный.
Во-вторых, опасность для равноправия усматривают в решении Верховного суда США, который в июне признал часть Закона об избирательных правах неконституционной, что позволило штатам со "склонностью к расизму" снова проводить выборы по собственным правилам. "В преддверии пятидесятилетия исторического Марша на Вашингтон, организованного Мартином Лютером Кингом-младшим, мы получили напоминание о том, что борьба за равноправие далека от завершения", - отмечает в связи с этим представительница NAACP Шеррилин Ифилл.
Некоторые последователи доктора Кинга настроены и вовсе безысходно. "В нашей стране так много ненависти, что искоренить ее до конца никогда не удастся", - сказала журналистам жительница штата Теннесси Велма Луис Джоунс, которая участвовала и в марше 1963 года, и в памятной демонстрации на Национальной аллее пятьдесят лет спустя.

Источник

Мартин Лютер Кинг, Борьба за равноправие, Освобождение

Previous post Next post
Up