Н.Лескова называют самым русским писателем. Он родился 182 года тому назад 16 февраля. Оказывается уже в то время во многих своих бедах русский народ пытался обвинить евреев. Лесков опровергает это. Он делает небольшой экскурс и в историю и вот что он пишет о пьянстве русского народа:
"История церкви" (митрополита Макария, проф. Голубинского и Знаменского), равно как и "История кабаков в России" (Прыжова) представляют длинный ряд свидетельств, как неустанно духовенство старалось остановить своим словом пьянство великорусского народа, но никогда в этом не успевало. Напротив, случались еще и такие беды, что сами гасильники загорались... "Стоглав" встретил уже надобность постановлять, чтобы "священнический и иноческий чин в корчмы не входили, не упивались и не лаяли".
Так духовенство, обязанное учить народ словом и примером, само подпало общему обвинению в "пьянственном оскотении". Миряне жалуются на учителей, а учители на народ, - на "беззаконников от племени смердья". Об этом ' говорят живая речь народа, его песни, его сказки и присловья и, наконец,
"Стоглав" (церковно-земский собор, который проходил в
Москве с 23 февраля по 11 мая
1551 (7059) в
Успенском соборе Кремля, с участием царя
Ивана Грозного) и другие исторические материалы о лицах белого и черного духовенства, которые были извергаемы или отдаваемы под начало в монастыри, Пьяницы духовного чина прибывали в монастыри в столь большом количестве, что северные обители протестовали наконец против такого насыла и молили начальство избавить их от распойных попов и иноков, которые служат вредным примером для монахов, из числа коих им являлись усердные последователи и с ними вместе убегали. Явление - ужасное, но, к несчастию, слишком достоверно засвидетельствованное для того, чтобы в нем возможно было сомневаться. Во все это время жидов тут не было, и как св. Кирилл Белозерский, так и знатные иностранцы, посетившие Россию при Грозном и при Алексее Михайловиче, относили русское распойство прямо к вине народного невежества, - к недостатку чистых вкусов и к плохому усвоению христианства, воспринятого только в одной внешности.
Перенесение обвинения в народном распойстве на евреев принадлежит самому новейшему времени, когда русские, как бы в каком-то отчаянии, стали искать возможности возложить на кого-нибудь вину своей долгой исторической ошибки. Евреи оказались в этом случае удобными; на них уже возложено много обвинений; почему же не возложить еще одного, нового? Это и сделали.
Полностью это произведение Н.Лесково можно прочитать
здесь