Думаю, что нет спора в том, что люди боятся исповедоваться, как говорится, по полной программе. Если и признают свои грехи, то в общем или же называют такие, которые не стыдно признать. Что же служит основным препятствием для исповеди настоящих своих грехов или настоящего своего положения перед Богом и людьми? Хочу указать на некоторые причины:
1. Гордыня и ложный стыд. Человек радеет за свой иммидж, своё имя. И если он признается, к примеру, в воровстве или в блуде, так это автоматически значит, что люди теперь будут к нему относиться, учитывая его вот этот грех. Согрешившему стыдно за себя и он хочет чтобы люди думали о нем лучше, чем он есть на самом деле.
2. Страх за своё будущее. Есть люди не гордые и готовые признать любой свой грех. Но как только томящийся во грехах начинает думать о том что будет потом, приходит к выводу, что окружающие будут не доверять ему - человеку, который совершил такие грехи! Это ничего, что они сами ничуть не лучше его, но грех, вынесенный наружу делает так, что люди смотрят на этого человека через призму этого греха.
А если исповедующийся к тому же несет какое-то служение в церкви он автоматически запирается, потому что понимает, что исповедав свой тяжкий грех, он может потерять это служение.
3. Недоверие священнослужителю. Но кто-то скажет, что существует же тайна исповеди! Однако люди не верят, что священнослужитель может хранить эту тайну. Даже если священнослужитель очень хороший, обременнённый тяжёлыми знаниями о других людях он вольно или невольно может делать какие-то намёки, употреблять примеры из исповеди для блага других, но проницательные слушатели тут же угадывают про кого идет речь...
4. Непрощение. Служители церкви призваны дисциплинировать впавшего в тот или иной грех. Часто они приходят в ужас от того, что тот или другой человек совершил и начинают предпринимать шаги к тому чтобы эта "гангрена" не распространялась на других. С другой стороны, священнослужители верят, что наказание исповедующегося - это самое лучшее лечение его. В таком случае, вместо помощи согрешившему встать на ноги, отряхнуться от греха и в божественном прощении следовать за Христом, священнослужитель дисциплинирует согрешившего.
5. Неверие в исповедание. Что это значит? Человек принимает только тогда и то лекарство, которое помогает ему от болезни. Но если он не доверяет ни врачу, ни лекарству, он будет избегать и лекарства и врача. Иногда больной в тяжёлом состоянии, якобы принимаей некоторые таблетки, которые ему дают, но на самом деле делает так, что они потом оказываются в постели, так как выбросить в другое место не может.
Человек не верит, что исповедание ему поможет освободиться от грехов, поэтому продолжает сам барахтаться в своих проблемах и не делится ими ни с кем.
Что же на всё это сказать? На самом деле не исповедание нас делает свободным от греха, а Иисус Христос. Не всегда и не во всем нужно исповедоваться перед кем-то в том числе и перед священнослужителем. Самое главное, чтобы человек освободился от греха. Но Иисус Христос тоже не может освободить человека от греха, если он не сокрушается о грехе и не исповедует его хотя бы в своей тайной комнате. И часто так происходит, что Христос касается человека и очищается его во время молитвы за закрытой дверью.
Исповедание же перед людьми обязательно, когда мы согрешили лично против них. К примеру, оскорбили своими словами, обманули, обворовали и т.д.
Далее, исповедание обязательно перед священнослужителем, если человек не может самостоятельно освободиться от греха. Если, несмотря на многие усилия и попытки освободиться, человек все еще остается во власти греха. В таком случае, надо искать помощи со стороны. Необязательно чтобы это был пастор, можно открыться своему другу, с которым вы вместе будете бороться против греха.
Исповедание необходимо перед церковью, если человек согрешил публично или же если его грех стал известен всей общине или же городу в котором он живет.
С другой стороны, священнослужители тоже должны поступать очень осторожно, чтобы не отвращать людей от исповеди и не оставлять их один на один со своими тяжелыми грехами. Ведь часто хватает одного только признания во грехе, чтобы человек получил облегчение и свободй от него.