9 мая 2020 года и фотография. Пост 1
Так вышло, что начиная с 2012 года 9 мая стало самым фотографически заряженным праздником в нашей стране. Именно в этом году томичи провели первый "Бессмертный полк" и пронесли по улицам фотопортреты ветеранов. (На Кольте три обстоятельные статьи о Дне победы, есть там (
https://www.colta.ru/articles/specials/24297-mihail-gabovich-den-pobedy-nastoyaschee) и о Бессмертном полке. Очень рекомендую статьи из-за их взвешенности и спокойной интонации.) Юбилейный 2020 год, очевидно, предполагал особо пышное празднование, но реальность внесла свои коррективы - коронавирус вынудил власти отменить массовые мероприятия из-за опасений рапространения коронавирусной инфекции. Тем не менее, необходимость торжественного празднования осталась. В результате празднование разделилось на серию отдельных мероприятий, которые хочется зафиксировать ниже в виде ссылок, основой которых по прежнему остаётся фотография.
1. Стержневым решением, в духе времени, стала "цифровизация" "Бессмертного полка".
Собранные по хештегам, переданные через почтовые отделения фотографии попали в онлайн-трансляции и на телеканалы местного телевидения. На ютубе уже можно посмотреть 12 часовые трансляции, например 12-часовое видео с канала Россия 2 (
https://www.youtube.com/watch?v=hHma49EGvTQ)4. Форма подачи, видимо, призвана создать впечатление парада - надвигающихся с горизонта бесконечных колонн с фотографиями. При этом ракурс чуть сверху создаёт ощущение, что вы же этот парад и принимаете. Длительность формата, уж простите такую ассоциацию, роднит его с особого вида медитативным форматом-ютуба, в котором зацикливается на многие часы (например, 10-часовое видео Nyan Cat (
https://www.youtube.com/watch?v=wZZ7oFKsKzY)) или визуалайзерами музыки.
2. Другого рода городские экраны - медиаэкраны, биллборды и транспорт (автобусы и поезда).
С медиаэкранами всё довольно скучно. Довольно безыскусно они повторяют (
https://www.m24.ru/videos/video/09052020/239966)картинку интернет-парада и телевидения, демонстрируя собранные карточки ветеранов. Такой телевизор, вынесенный на улицу.
А вот с биллбордами же, к которым обратились некоторые региональные власти, чуть интереснее. Большинство из них так же формально публикуют карточку героя с фотографией (не вижу смысле даже приводить ссылки). Однако в рамках общероссийского фотопроекта «75 правил жизни победителей» содержание неожиданно мимикрирует под формат социальной рекламы, возможно даже более привычный для такого рода носителя. При этом сознательно снят визуальный акцент с заслуг ветеранов, все они сняты без медалей или они чуть виднеются. Авторы концепции постоянно подчеркивают "житейскость" проекта,, что ещё больше роднит его к социальной рекламой. Выглядит это, например, так (
https://seyminfo.ru/kursk-uchastvuet-vo-vserossijskom-fotoproekte-75-pravil-zhizni-pobeditelej.html).
И, конечно, не обошлось без транспорта, мобильность которого устраняет главный недостаток статичного образа и делает его прямым конкурентом фотографии оцифрованной с той разницей, что образ начинает путешествовать по сетям улиц, а не внутри оптоволоконных проводов. Отметились автобусы Ростова (
https://don24.ru/rubric/transport/avtobusy-s-izobrazheniyami-veteranov-vyehali-na-ulicy-rostova.html), Красноярска (
https://newslab.ru/news/514214) и др. Метро Новосибирска подготовило специально украшенный поезд «ГЕРОИ ПОКОЛЕНИЙ!» (
https://sib.fm/news/2020/05/06/posvyaschennyj-veteranam-vov-poezd-geroi-pokolenij-poyavilsya-v-novosibirskom-metro) и тоже разыграло карту социальной рекламы, сняв ветеранов "с лучшими спортсменами региона, кадетами, детьми из сферы культуры и своими правнуками". Что-то делали в питерских ласточках, но фотосвидетельств найти не удалось.
Тревожное фото пресс-службы мэрии Иркутска. Троллейбус, украшенный портретами ветеранов к 9 мая.
3. "Окна Победы"
И третьего рода экраны - окна наших домов. В условиях нашего панельного домостроения больших городов они, конечно, не вполне функциональны как транслирующие устройства. В полной мере эта способность окна реализуется только на первых этажах, что впрочем иногда, свидетельствую, используется жителями даже в Москве. С другой стороны, из-за вируса значительное число сознательных граждан так долго отрезаны от внешнего мира, что окно, конечно, сильно повысило свой статус связующего. В Бурятии, явно не хвастающейся многоэтажками, "окна" выглядят (
https://arigus.tv/news/item/142036/) даже интересно, как образец наивных инсталляций.
Бурятские окно и забор Победы.