При просмотре работ,
вошедших в итоговую выставку "Молодые фотографы России-2018", в глаза бросается практически полное отсутствие в кадре современности и городской жизни.
Её нет почти совсем, что очень странно. Возникает ощущение, что город без боя сдан стрит-фотографии или условным урбанистам с фотоаппаратами, а делать серии на городском материале никто не рискует или просто не понимает как. Жизнь в центре и на окраине крупных городов (в конкурсе за последнее отчитался Александр Ануфриев) ещё как-то фиксируется, но центральный "бублик" всё также фотографически пуст. Из отобранных 63 серий (не мало) только 5-6 работ упоминают город. Впрочем серии, снятые в Норильске и на Сахалине, скорее, про географию, т.е. погоду и климат, серия о ТЭЦ - откровенное недоразумение, а "концептуально" поданные бизнес-центры страдают от избыточной и банальной, для такого рода архитектурных объектов, обработки.
Деревня же явно доминирует в конкурсе в целом, что тоже любопытно - 12-13 упоминаний в описаниях работ. При этом из тех же описаний ясно, что сняты они сняты они людьми в деревне не живущими, т.е. видим мы деревню исключительно снаружи или "внтуреннюю" деревню автора. Все эти работы, мне показалось, можно разбить на три группы:
- деревня "сказочная", "мистическая";
- деревня лирическая, ностальгическая, уходящая, связанная с памятью автора или его семьи;
- деревня современная (в отличие от города она, на удивление, удачно представлена).
В общем, деревенские серии, в той или иной вариации, стали главным трендом этого сезона. И тут вспоминается провокационная работа Данилы Ткаченко, конца прошлого года, сжигающего деревню ко всем чертям.
В остальном. По религии с разной степенью успеха представлены - язычество (мари, но уральские), буддизм и православие. Совсем ничего про ислам, что тоже в общем странно для общероссийского конкурса, но, возможно, отражает какую-то особенность бытования ислама или людей его исповедующих. Современный портрет, раскрывающий ту или проблему социума, и крепкая документалистика от людей учившихся в каких-либо фотографических структурах (вроде школы "ДокДокДок") резко выделяются на общем фоне. Два проекта работают с архивной фотографией - один достаточно убедительно в жанре коллажа, второй - менее убедительно - с проецированием фото на стены старых домов. Только один проект про соколиную охоту рискует обратиться к диптиху и типологии. В целом сложно не согласиться с мнением Михаила Доможилова писавшего о том, что
"знаю, что многие серьезные молодые авторы игнорируют этот конкурс (как раз по причине такого контраста). Моя позиция - надо участвовать и пытаться менять ситуацию."
Ростки-то видны и подвижки будут.