Jun 03, 2017 01:52
За весь Фотобукфест не скажу, но про "Новый разворот" есть мысли, тем более, что можем сверить впечатления - всё висит, стоит, лежит до 25 июня.
Задача перед куратором выставки Анастасией Богомоловой стояла не самая тривиальная - в формате выставки показать текущее положение дел с фотокнигой в стране. По счастью, дело это для нас молодое и поэтому число фотокниг не так велико (хотя показано, разумеется, не всё), с другой стороны, по этой же причине в воронку внимания оказываются затянуты издания необязательные (но для живого процесса это тоже вещь важная). При этом надо понимать, что значительная доля интереса к фотокниге - и у нас и в мире - подпитывается её противопоставлением формату выставки. Как же ввести фотокнигу в галерею, не растеряв в её "книжности", не свести книгу-как-объект к простой развеске её содержания на стенах? Мне кажется, Анастасии и авторам удалось нащупать весьма удачный режим показа и все шероховатости будут отшлифованы в будущем, а будущее у этого формата есть.
Само пространство, в котором располагается галерея братьев Люмьер совсем не простое. Малый зал, с изменившимся к тому же направлением движения посетителей, пожалуй, самый сложный. Два объёма разной геометрии - сперва квадратный большой, затем узкий и прямоугольный малый. Часть поверхности для показа у большего пространства забирают окна, а вход ещё съедает и половину длинной стены. В результате этого - весь материал выставки оказывается разбит на два неравных куска, сшить которые между собой, если ты не показываешь какой-то ритмичный сам по себе (стандартную фоторазвеску) материал, весьма проблематично (хотя попытка сделать это через работу Жандаровой интересная, но не сработавшая).
Материал представленный на выставке тоже распался на две большие части. В первую попали сами фотокниги, расставленные на вертикальных стеллажах или выложенные на два больших стола. Своеобразная библиотека на выезде или выставка-ярмарка, на которой ничего не продаётся. Важно, что все книги доступны для просмотра (а как иначе?). Жаль, что было решено лишить этой возможности взаимодействия книги Бориссовой "О мужчинах, парящих в воздухе" и Холкиной "Doorways", накрытые стеклянными колпаками на музейных тумбах. Вероятно, из-за сложности их структуры и опасений получить растрёпанный экземпляр к концу выставки. Во второй обширной группе фотокниги подаются чуть иначе - обрастая инсталляциями, необычной развеской материалов, каждый раз достаточно неожиданно и интересно. Именно эту часть для себя я отнёс к успеху выставки.
Потому что, будем откровенны, в формате стеллажа зритель может познакомиться практически с половиной представленного материала в магазине Фотодепартамента (всем срочно в Питер!). Даже за вход платить не придётся. Хотя это не отменяет необходимость такого формата показа из соображений охвата всех возможностей фотокниг и перспектив путешествия выставки по другим городам, даже для Москвы это актуально (своего Фотодепартамента у нас нет). Дальше я попробую прокомментировать лишь некоторые работы из второй части. Сугубо на свой вкус и цвет, поэтому прошу никого не обижаться.
Самая зрелищная, минималистичная и естественная в подаче - это работа Яны Романовой, автора который каждый раз удивляет точностью переноса материала как в книгу, так и в выставочное пространство. Здесь бы следовало уточнить вклад куратора и автора в реализацию лично, но я ограничусь комментариями случайного зрителя. По факту сделан совершенно замечательный перенос самого объекта в формат выставки. На стенах, как будто это плацкартные полки, оказываются развешаны развороты книг с самой известной серией Яны "Ожидание". На каждом развороте одна стороны оставлена пустой, а вторая содержит фото. Поэтому снятые сверху спящие молодые пары, ожидающие ребёнка, оказываются буквально лежащими на этих своеобразных "полках-разворотах".
Работа Петра Антонова "Деревья, автомобили, фигуры людей, различные типы ограждений" тоже явно адаптирована под формат выставки и не ограничивается простым показом кадров из книги. Напротив, упор сделан именно на ту часть, которая появилась в проекте, как я понимаю (поправьте, если не прав), именно на этапе создания фотокниги. Каждый кадр в ней назван согласно правилам составления описаний снимков, ставящихся на музейное хранение, с перечислением основных элементов изображения, что и вынесено в заглавие книги. Проект на стене мимикрирует под концептуальное искусство, предлагая в одинаковом оформлении как сами фотоснимки, так и их буквальные описания. При этом описаний в этом наборе оказывается даже больше. Для меня, может быть, даже слишком, но сама книга лежит тут же на миниполке и погасить этот внутренний диссонанс совсем несложно.
Работа Аллы Мировской "Полуночное солнце", лично для меня, самый противоречивый объект выставки. С одной стороны это достаточно остроумная книга-трансформер, состоящая из отдельных карточек, смотреть которые можно в любом порядке. При этом обороты этих карточек не остаются пустыми и предполагают некоторый маршрут с комментарием, который восстанавливает первоначальный порядок уже строго заданный автором. На стене они представлены в виде двух матриц - лицевой стороны карточек с фото и оборотной. В последние также внедрены мини-боксы с материальными предметами отсылающими к местам съёмок - песок, камень, ракушки - Исландии. Однако я смотрю на эти кадры с которых "импульсивно" удалена значительная часть снимка (вместо неё оставлено белое поле) и меня не покидает ощущение, что это лишь уловка. Способ переработки тревел-фотографии, где формальный приём удаления части изображения, позволяет автору апеллировать к памяти. Но я не чувствую в работе проблемы, чего-то что могло бы тревожить меня, как случайного зрителя, чего-то что тревожило бы самого автора. Приём ради приёма, хотя, безусловно, сделанный и поданный стильно. Вставки-боксы только усиливают этот эфффект переработки, создавая из книги объект для дизайна помещений в духе ИКЕА.
Книга фотографа Артура Бондаря и дизайнера Антона Лепашова "Тени звезды Полынь" - судя по рассказам первого, это в значительной степени совместный продукт - пример очень крепкой работы по довольно истрепанной теме. На пост-советском пространстве есть три пространства, которые притягивали и будут притягивать внимание западного зрителя, а значит интерес фотографов. Это запретная зона Чернобыля, это город Норильск, и Транссибирская магистраль. Три замкнутых мира, погружение в которые предполагает необычайный опыт - отсюда и туристический и зрительский интересы. Артура же, как мне уже кажется, отличает не столько умение быть сверхоригинальным автором, сколько "бить" по трендовым темам, но при этом продуманно, качественно, с серьёзным вниманием к мелочам. Это по своему ценно. На выставке книга представлена на стене размеченной черными полосами, поверх которых идёт разноформатная развеска кадров из книги, демонстрируется сама книга в "супер-обложке" из фольги под стеклянным колпаков (что в данном случае подчеркивает "зараженность" темы, там ещё и запах "замешан", и оправдывает стекло в отличие от книг на тумбах) и той же книгой, но уже на миниполочке. Это не тот объект, который я бы безумно хотел, но это Вещь и с фотографией безусловно соотносящаяся.
Проект Юлии Бориссовой "ДОМ (Документ. Объект. Модель)" давит своей избыточностью. Он, конечно, предполагает это уже сообразно названию, но, вот честно, чем оправдать такое нагнетания вариантов экспонирования? Тут и оригинально повешенные фотографии. Мало? Вот моделька дома. Ещё? Держите планшет с перелистыванием книги. Не надоело? До кучи отзывы с прошедших выставок. Может быть расположение и теснота, сыграли злую шутку, но где-то надо было остановиться. Никакого синтеза представлений не происходит, всё сбивается в плотный комок, в котором не хватает вокальных упражнений, чтобы и саунд-арт погостил у нас в доме. При том, что первую часть проекта, считаю, объективно самой удачной работой Юлии, но вот не работает оно так - хотя и выглядит вполне в духе современного искусства.
Возвращаясь к общему плану выставки, показалось, что общая развеска оказалась слегка скомкана. Самые интересные работы сбились в кучку в малой части помещения, на проходе, там же оказались достаточно широкие столы, что только усилило ощущение тесноты. В большом зале пустовато. На открытии, наверное, это было кстати, в обычные дни пространство звенело пустотой, а стеллажи жались по стенам. И тем не менее всё это очень хорошо и оригинально. Надеюсь дожить, до "Повторного разворота", потому что по инерции и в отсутствии ясных галерейных перспектив идея фотокниги ещё будет катиться по стране какое-то время, вне всяких сомнений.
Всем привет.
about