про победителя WPP и чувство разрушенной дистанции

Feb 17, 2017 14:04

Результаты последнего WPP, кажется, уже все обсудили и переварили. Теперь ждём, станет снимок-победитель "иконой терроризма" или не станет. Суть разговоров прекрасно обобщила Ольга Бубич в Беларусском журнале (за контекстом туда). Я же хочу внести одно замечание к этичности снимка не относящееся.

Сказать по правде, этот вопрос волновал меня уже давно. Наверное месяц я хотел сесть и набросать заметку о фотографиях из Сирии в новостных заметках, но руки не доходили. Наблюдение, не бог весть какое, но речь идёт о материалах, каждый день появляющихся в наших новостных лентах.

Всё просто, ничего неожиданного. Это отлично видно по двум лентам - РИА и Коммерсант.ру. Война в Сирии - это что-то бесконечно далёкое и не вполне человеческое. Хотя на неё тратятся существенные деньги из бюджета, ресурсы людские и военные, а в политическом смысле она рассматривается, как чуть ли не главный политический козырь на международной арене. И тем не менее, это где-то далеко и не про нас.

95 процентов иллюстративного материала о военных действиях укладывается всего в три типа иллюстраций:
1. мужчины и женщины представительного вида в пиджаках, в местах далёких от боевых мест или пейзажи этих мест.
2. самолёты и корабли (в идеале - это будут боевые роботы), человек отсутствует вовсе.
3. снятые чаще всего телевиком виды разрушенных улиц, очевидно уже не жилые, желательно дымящиеся. В кадре могут присутствовать люди, но исключительно как знак безлюдности места.

Наши СМИ избирательны, как и любое СМИ (тут никаких иллюзий). Фотографии здесь лишь иллюстрируют информповод, а не являются самостоятельным игроком. Ситуация, когда в кадре обнаруживаются люди (кого они поддерживают мы никогда не узнаем, мы знаем, что им некуда бежать или, по какой-то причине, они не могут это сделать) - это исключительно иллюстрации фактов гуманитарной помощи, то есть наступления условного "мира" в данной географической точке. Спустя полгода, это же место с теми же людьми может вновь оказаться территорией врага и будет подана кадром с телевика.

Безусловно, разумны сомнения Максимишина относительно фигуры террориста и её возможной интерпретации. Единственное, что я хотел отметить - это то, что фотография Бурхана Озбиличи единственное для России свидетельство войны в Сирии, в котором тщательно оберегаемая нашими СМИ дистанция оказалась разрушена, пусть и по воле случая.

about

Previous post Next post
Up