Смирнов Василий Иванович
1882 - 1941
Краевед, археолог, этнограф, директор Костромского музея. Брат М.И. Смирнова. В 1930 году арестован и выслан в Архангельск. Дневник вел в тюрьме и в ссылке.
http://prozhito.org/search/diaries/[191]/date/1931-01-01/dateTop/-/keywords/-/locations/-/mentioned_persons/-/tags/-/langauges/[0]/ "1931 16 июля.
Я бьюсь каждый день, отыскивая место. И как только его нахожу, наталкиваюсь тут или там на препятствие: «Нужно согласовать с ОГПУ». Иду согласовывать - ничего не выходит. Надо мной повисла опасность выселения из Архангельска как безработного. Судно «Альбатрос», которое должно увезти отсюда ссыльный груз, стоит на рейде.
Иной раз хочется схватиться за голову и завыть собакой. У Гамсуна есть прекрасный роман «Голод». Если бы он знал эти особые штрихи своеобразной безработицы ссыльных! И страшно не за себя, а за тех, кто с неослабным интересом следит за моей борьбой.
Нет, нельзя пускать отчаянье в сердце. Вчера я был в госфотографии по объявлению - требуются фотографы, копировщики, ретушеры. Я не знаю ни того, ни другого, ни третьего ремесла. Но я смогу изучить любое - дайте мне только времени немного. Предложу себя ретушером.
- Так и так, - говорю, - знаю ретушерское дело очень немного, умею рисовать. Полагаю, что при свойственном мне упорстве в работе сумею стать неплохим сотрудником.
- А вот мы испытаем сейчас Ваше уменье.
Сердце мое, как у пойманного с поличным мошенника, захолонуло. Дали мне негатив, заточенный остро-остро карандаш и засадили за черный глубокий станок в виде ящика с прорезом для негатива.
Сел, закрыл глаза рукой и думаю, что же будет дальше? Неудобство этого экзамена для меня в том еще состояло, что нельзя подсмотреть, как бывало в школе, что делают другие, далеко друг от друга сидят все, и каждый с головой ушел в свой станок-мешок.
Потыкал немножко карандашом в эмульсию, сижу. Подходит бригадир Ив. Еф. «Расскажите, - говорю, - с чего начинать»... - Посмотрел он на меня недоуменным взором и в свою очередь спросил: «Вы метолом смазали негатив?» - «Нет, - говорю, - не знаю, где его взять.
Смазал он мне и сказал, что если потребуется смыть ретушь, это делается скипидаром.
Сел опять за негатив и тыкать стал карандашом посмелее.
Кто-то подошел сзади, заглянул на мою работу и таково вежливо спрашивает: «Вы как привыкли работать - пунктирной ретушью или штрихами?» - «Пунктиром», - отвечаю упавшим голосом. - «Вы бы, - говорит, - лицо сначала собрали». Даю карандаш ему в руки и смотрю, как собирают лицо.
Немного погодя, подхожу к бригадиру, показываю: «Ну, Ваше мнение?» - Посмотрел, - говорит: «Намазано. Смойте. И снова проработайте».
Смыл и начал собирать лицо какого-то молодого человека со шрамом (который нужно заделать), в кепке, с пестрым галстухом и при часах. Собираю - ничего не выходит. - «Вы не нажимайте, - говорит кто-то сострадательно, через мое плечо наблюдая, к моему стыду, за тем, что я делаю, - не нажимайте сильно, а то эмульсию прорвете».
Потом случилось что-то под карандашом такое, что стало выходить - «лицо собирается». Так по крайней мере мне казалось. Показываю Ив. Еф-чу:
«Намазано. Смойте».
Смыл и начал старательно, не торопясь, работать. Почти все ушли из помещения фотографии, а сижу, ретуширую молодого человека со шрамом на лбу, с галстухом и при цепочке.
Подошел зам. зава, старичок из ссыльных.
- Эх, корявый Вам негатив попал. Вы оставьте его, а завтра другой возьмите. А то глаза у Вас, вероятно, уже утомились. Давно ведь не работали.
- Да, - говорю, - корявый.
- И вовсе не корявый, хороший негатив, - говорит со стороны из своего станка какой-то Константин Евгеньевич. - Это он его истыкал, рябым сделал.
Ну, думаю, подожди, чертов сын. Выучусь, я тебе покажу, как надо ретушировать. Налег и стал делать еще старательнее: умру, а сделаю.
Искусство ретушировать, видишь ли, состоит в том, чтобы привести негатив в такое состояние, при котором натура в отпечатке себя не могла бы узнать. Но то новое лицо, в виде лица куклы - без морщин и бликов, которое в результате работы явится на карточке, должно натуре понравиться. Такова главная задача коммерческой фотографии.
В 10 часов вечера я кончил. Сдал негатив этому самому Константину Евгеньевичу и пошел. А он напутствовал: «Завтра придется смыть и начать снова». На другой день, потерпев аварию с устройством на место управделами в одной построечной конторе, иду опять в Госфотографию. Рассказал заву все начистоту. А он и говорит: - «Вот что, негативную ретушь я Вам дам через месяц, через два, а пока поработайте на позитивной -там тоже можно заработать рублей 150. Два дня я дам Вас на испытание художнику, а потом устрою через два дня дела с ГПУ.
Иду к художнику: - «Достаньте туши, матовое стекло, ножички «жилет», возьмите станок». Но нет ни туши, ни матового стекла, ни ножичков. Станок надо переделать. Завхоз занят. Завхоза нет. Ключ от склада унес зав...
Переборол эти затруднения. Сам переделал станок, за ножичками сбегал в магазин. Сел над блондинкой. - «Что с ней делать? - спрашиваю соседку. - «Да я первый день работаю. Вот тут, видите, пятнышко надо закрасить, вот это соскоблить».
Внимательно посмотрел другие сюжеты - девочку лет пяти и двух молодых людей в макинтошах. - «Вот, - говорю художнику, - мне кажется, надо тут, тут сделать, тут». - «Верно, - говорит, - и тут». А сам уже механически мне поправляет. - «Хорошо, что спрашиваете».
Сделал я быстро, опять показываю: - «Вот, Петр Борисович, посмотрите. Только тушь у меня попала что-то холодная. Хорошо бы немного сепии прибавить». - Кое-где он ткнул и говорит: «Очень хорошо. Скажу, чтобы Вас зачислили. Мне нужен заместитель, понимающий в рисовании, а Вы, говорите, три года у крупного художника уроки брали»...
Так начал я переквалифицировать себя."