Предисловие: Версия на декабрь 2010 года. На мой взгляд до сих пор не утратила актуальности, как бы мне не хотелось принимать желаемую ситуацию за действительную.
9-го октября исполнилось 43 года с момента смерти Героя Кубинской революции и всего мира Эрнесто Гевары де ла Серна. 9-го октября в Боливии по приказу ЦРУ США он был расстрелян. Однако его имя до сих пор будоражит умы и сердца революционеров и просто борцов за свободу по всем миру. После себя Че Гевара оставил труд «Партизанская война», содержащий тактические и стратегические наставления о способах ведения партизанской войны. К сожалению, на данный момент в России в целом и в левом движении в частности существует достаточно много людей, считающих, что следует немедленно, по примеру Команданте Гевары, начать партизанскую борьбу и, раскачав этими действиями общество, совершить Революцию. Эти люди к сожалению забывают, что наша задача, как революционеров- это не только иметь пламенное сердце- но и чистую голову- и в итоге действовать максимально эффективно в любых сложившихся условия.
Обратимся к первоисточнику и узнаем что же думал сам Че по поводу условий разжигания «очага». Прежде всего, следует вспомнить, что Команданте везде в «Партизанской войне» отмечает, что данный опыт Кубинской Революции субъективен (т.к. борьба шла в одной определенной области и может не подходить для других областей), а сам анализ и наставления ориентированы в первую очередь на Южную и Латинскую Америку, и может не подходить (а может и подходить или подходить частично или в каких-либо общих чертах) для других регионов мира (в силу учета темперамента народов, климата, природных ресурсов, географических условий, степени развития производства и форм эксплуатации).
Попробуем, анализируя опыт Кубы и главную книгу жизни Че «Партизанскую войну» получить ответ о возможности удачного проведения партизанской кампании в нашей стране.
1.
Во-первых рассмотрим что пишет Че о местности, где выгодно начинать и вести боевые действия на начальном этапе. Здесь нам хочется сразу отметить, что основной тактической задачей революции в России является захват городов. Именно там находятся центры сосредоточения политической власти, узлов коммуникаций и связи( знаменитые Ленинские «мосты и телеграфы») и мест наиболее компактного проживания населения, как потенциальной базы для поддержки революции. После взятия власти в городах проблема революции превращается в проблему додавливания локальных очагов сопротивления.
Наиболее подходящими для начала партизанской войны Команданте считал (и не голословно!) горы, леса, болота и другую местность, трудно проходимую для армии. Самые выгодные горы в этом отношении - Уральские, но они находятся так далеко от столицы, да и вообще от всяких крупных центров страны, что делает нецелесообразным обоснование партизан в этой области. Большинство городов России находятся на равнинной местности с довольно развитой еще в советское время инфраструктурой. Особенно это касается городов в европейской части страны. В такой местности партизаны теряют все свои преимущества и наоборот- местность позволяет федеральным войскам использовать все свои преимущества- в живой силе, технике и господство в воздухе на полную катушку.
2.
Если сравнивать Кубу и Россию, то масштабы получаются несопоставимыми. Расстояние острова в длину достигает чуть более 600 км, а сами горы Сьерра-Маэстра, где начиналась кубинская революция- в окружности достигает 20!!!км. Для сравнения- это чуть больше московского МКАДа. В этой ситуации необходимо сопоставимый размах возможного партизанского движения, хотя даже и в этом случае затягивание конфликта, которое предполагает партизанская война видится проблематичным, так как в этом случае государство сможет стягивать военные резервы из районов не охваченных партизанской войной в районы действии партизан и подавлять их один за одним. Государство представляет собой огромную машину принятия решений и их поддержки. Как и всякий громоздкий бюрократический механизм от назревания революционной ситуации, до реакции на нее, проходит определенное время. И даже с механизмами препятствования принятию правильных решений и торможения их реализации ресурсы революционеров ВСЕГДА суммарно не сопоставимы с силами государства. Для примера, в случае революционного восстания в Москве, наше государство сможет перебросить в столицу воинские подразделения с бронетехникой, общей численностью до 20 000 человек в течении 3-4 часов после принятия решения. Отсюда следует, что для успеха революции нужно действовать быстро, чего партизанская война не предполагает априори.
Так же стоит вспомнить, что большинство городов РФ находиться на широте, где достаточно суровые зимы (особенно в последние годы), и что останавливаться, а тем более жить, в домах местных жителей Гевара не рекомендует, т.к. с этим связаны некоторые трудности в тактическом плане ведения войны (что подробно описывается в «Партизанской войне», а случаи, из которых был подчерпнут горький опыт упоминаются в «Эпизодах Революционной войны). Подводя итог можно сказать, что возможное партизанское движение сразу сталкивается с отсутствием труднодоступных районов для создания баз и подготовки отрядов революции в местах наиболее для этого тактически необходимых.
3.
Революцию отличает от путча широкое вовлечение масс. Без вовлечения масс, какими бы хорошо подготовленными не были бы бойцы революции, они останутся всего-лишь людьми с оружием, которых власть может задавить силой. Подавляющее большинство населения на данный момент не поддерживают идеи противостояния государству с оружием в руках. Это означает, что отношение к партизанам будет в лучшем случае нейтральным. В худшем - враждебным, когда любой местный житель добровольно выдаст местоположение партизан. Революция- это в первую очередь борьба за сознания людей и без минимального решения этого вопроса переход к фазе вооруженной борьбы звучит как детский лепет. Для сравнения- в предгорьях Сьерра-Маэстра партизаны пользовались почти безусловной поддержкой населения, местных крестьян. Не надо переоценивать население, что вдруг найдется новый Ленин и поднимет массы на борьбу. Тут можно вспомнить и революцию 17 года и работу подпольщиков во время революции на Кубе, когда без большой агитационной работы с людьми, без работы многих других людей вооруженная борьба была бы невозможна.
4.
Очевидно, что с момента кубинской революции в 1958 по наши дни научно-технический прогресс шагнул далеко вперед, принеся координальные изменения в жизни государств и обществ. Очень важную роль в жизни современного общества стала играть информация- не случайно все центральные российские телеканалы так или иначе жестко контролируются властью. Искаженная информация, превращенная СМИ в пропаганду, разврат и кичливый гламур играют не последнюю роль в подавлении протестного самосознания населения и культивировании его пассивности в политическом процессе. Информация играла большую, если не решающую роль в революциях последнего столетия. Без подпольного СМИ большевиков- газеты ИСКРА не было бы ни РСДРП ни революции в 17-ом году. В последние десятилетия влияние информации на революционный процесс видно особенно ярко. Без негосударственных телеканалов была бы невозможна революция на Украине и в Грузии. А в относительно недавней революции тюльпанов в Киргизии одну из ролей информирования регионов о революции сыграл интернет и Twitter- смесь социальной сети и электронного средства обмена сообщениями (месседжера) типа ICQ, так как все государственные телеканалы и радиостанции были тогда блокированы правящим режимом. С информационной точки зрения- партизанская война это ничто иное, как трансформация поддержки населения и хотя-бы сопоставимых информационных ресурсов в физическое противостояние режиму. Не важно, насколько эти ресурсы различаются по качеству, важно, чтобы они были сопоставимы по эффективности. Если группа людей решается на партизанские действия они скорее всего отрезают себя от информационного пространства. А уж наше государство тогда не задержит представить их, как террористов и бандитов. Что при отсутствии альтернативных источников информации будет преподнесено государством как истинна в последней инстанции. Примером тому могут быть «Приморские партизаны» - группа молодых людей, решивших дать физический отпор местной криминально-милицейской верхушке и поплатившихся за это своими жизнями.
5.
Далее, пусть мне простят мою практичность, но вторая по значимости проблема, стоящая перед партизанским движением- это вопрос снабжения. Пусть с нами поспорят, но партизанская война невозможна без поддержки, как материальной, так и технической. Для примера - Во время кубинской революции сочувствующие обеспечивали снабжение партизан едой, медикаментами, оружием и боеприпасами. Почему-то никто не торопиться обеспечивать современную оппозицию хотя бы финансовой поддержкой, не говоря уже об оружие и боеприпасах. Компетентные органы отслеживают криминальные группировки, торгующие оружием и уж подавно группы потенциальных бунтовщиков против власти. Вот и получается, что ни создание, ни накопление ресурсов на создание нормального снабжения партизанского движения, в необходимых для этого масштабах, не представляется возможным.
6.
Как уже было сказано, научно-технический прогресс не стоит даром. Наше государство располагает армией. И хотя, против армии любой другой страны наша армия представляет собой зрелище комичное, против партизан наша армия представляет собой серьезную угрозу для партизанских формирований. Тут сказывается и опыт действий в горах северного Кавказа, где у боевиков была и остается существенная поддержка населения и широкий арсенал технических средств, начиная от спутников-шпионов и заканчивая беспилотными самолетами-разведчиками. Ну и банальное превосходство в воздухе и живой силе. Надо ли говорить, что против людей со стрелковым оружием и как максимум (и большая удача) одним-двумя ПЗРК (переносными зенитно-ракетными комплексами) это преимущество является подавляющим.
7.
Сегодня очень часто сторонники вооруженной борьбы апеллируют к следующим словам Че: «… не всегда нужно ждать, пока созреют все условия для революции: повстанческий центр может сам их создать». Однако, почему-то мало кто знает строки, написанные буквально несколькими абзацами ниже: «Конечно, когда речь идет об условиях (предпосылках - р.м.), необходимых для Революции, нельзя думать, что они могли быть целиком созданы партизанским центром. Надо исходить из того, что всегда существует минимум условий (предпосылок - р.м.), которые делают возможным создание и укрепление первого партизанского цента». Основной такой предпосылкой Че считает отсутствие альтернативного пути борьбы против социального неравенства, кроме как силового. На сегодняшний день вызывает большое сомнение возможность народа выйти на баррикады в случае, если противостояни власти и оппозиции передет в силовое противостояние на улицах. И причин тут множество- от поражения протестной активности масс в 90-х и до компостирования мозгов через СМИ.
И здесь мы подходим к главному завету оставленному Че: «Там, где правительство пришло к власти более или менее демократическим путем (пусть даже при этом дело не обошлось без фальсификаций) и где поддерживается по крайней мере видимость конституционной законности, возникновение партизанского движения исключено, поскольку еще не исчерпаны возможности борьбы мирными средствами». В 90-е в стране была неразбериха, был расстрелян Дом Советов, и в это время широкий протест масс шел в том числе и силовыми методами, однако времена поменялись. С начала 2000-х у нас всеми правдами и неправдами создается видимость конституционного порядка, демократии и выборности президентов. Пропаганда по этому поводу действует очень активно, прикрываясь фразами «правовое государство» и «гражданское общество», а так же совершаются публичные жертвы во имя конституции, вроде: «нет третьему сроку на посту президента». И хотя по факту, у нас уж давно не соблюдается конституция, мало кто об этом говорит. Государство сменило свои методы борьбы с оппозицией - от прямого насилия и расправ с недовольными к замалчиванию информации о них и «тихому прессингу» антиоппозиционными законами. Но мы тоже не должны стоять на месте. Наша цель- Революция остается прежней, хотя новое время диктует новые тактики и стратегии борьбы. В современных условиях, на наш взгляд наиболее эффективены действия по принципу «Проводить легальные акции и не подставляться на нелегальным». Благо пока в российском законадательстве еще остаются возможности для работы в рамках правового поля. Замечу здесь специально для разного рода «буйных», что под нелегальными акциями мы понимаем акции, которые в свете российского закона рассматриваются как административные правонарушения, которые не могут быть переквалицированны в статьи уголовного кодекса. В противном случае, можно не сомневаться- наши противники используют это против вас. Посадить активиста, да еще и потом оклеветать его, привесив ярлык бандита, террориста или просто психопата- это наше государство любит. А посаженный активист, помимо того, что это ваш товарищ, который находится за решеткой, нуждается в вашей поддержке и которому надо носить передачи, это еще и несделанная работа.
В заключение хочется добавить, что хотя в данной статье мы не рассмотрели вопрос о городской партизанской войне- «городской герильи». И хотя этот вопрос заслуживает отдельного исследования, вопрос о примененимости партизанской войны в России на сегодняшний момент нам кажется закрытым. По опыту работы можем сказать, что люди, призывающие незамедлительно брать оружие и уходить в горы и леса для борьбы с сегодняшней Российской властью и ссылающиеся при этом на труды и опыт Эрнесто Че Гевары относятся к одной из трех категорий. Это либо «юноши бледные со взором горящим» страдающие детской болезнью левизны, либо провокаторы, либо просто неадекватные люди. С первыми нам надо работать, логически обосновывая весь вред данных призывов, взамен предоставляя им поле для реальной деятельности- время покажет, кто из них действительно встанет на путь реальной революционной борьбы. Вторых надо находить и обезвреживать. Ну а третьей категории «истинных революционных борцов», я рекомендую действительно найти автоматы и уйти в леса. Они окажут всему левому движению большую услугу, очистя его от клинических идиотов.
В соавторстве с Сергеем.