Дожди эти совсем осенние, но я надеюсь, тепло ещё вернётся в сентябре.
Езжу на велике, как обычно, вечерами на Выставку и в Ботсад. Иногда - в соседние Леоново и Свиблово, иногда по маршруту 17-го трамвая на север. Сегодня впечатления про самое первое.
Перечитывая учебники по истории архитектуры, нашла попадавшееся ранее высказывание, что "барокко - это режиссура впечатлений". Про Выставку могу сказать, что для меня она почти тоже самое - устоявшаяся вереница ассоциаций и картин, дающих яркие и взаимосвязанные впечатления. Всего 3 отделения, которые условно могу озаглавить "пионерлагерь", "Крым" и "усадебное".
Сначала "пионерлагерь".
Обычно из дома еду мимо трамвайного и монорельсового депо к калитке, которая за старой радиорубкой (напротив киностудии). От неё выезжаю на круговую дорогу с ровнёхоньким асфальтом и затем всё время по ней.
Мимо клуба и всех этих одно- двух-этажных домиков,
мимо старых груш,
мимо винной лавки - иногда заезжаю за стаканчиком муската, небольшой можно,
мимо статуй с лисицами, которые остались от сгоревшего павильона,
мимо дурацкой и дорогущей "рыбацкой древни", где привелось один раз побывать - дорого и не душевно,
мимо пруда с виллой,
мимо павильона Кролиководство - закрыт на реставрацию, на днях появилась вывеска "сдаётся в аренду",
мимо ограды сада и сосен и далее.
Радиорубка в начале - это начальное указание на пионерлагерь. Во всех пионерлагерях, в которых я была, радиорубка много значила - из неё утренний и вечерний горн, все объявления, радиопередачи днём. Потом клуб - например, в пионерлагере "Родник" в деревне "Пешки" (Крюково), клуб был центром вечерней жизни младших отрядов (а я ездила в этот п/л с 8-го по 1-й отряды, т.е. все). Помню, например, летние вечера, и наш девчачий кружок по вязанию сидит полным составом на балконе и что-то вяжет, а внизу резвятся мальчики. Вечерами в клубе показывали "Двойной обгон" и прочее. Также вечерами из той же радиорубки на деревянную танцплощадку грибком подавалась музыка. Танцплощадку мне напоминает круглая китайская веранда, не доезжая до винной лавки слева, она уже давно на ремонте, который может не пережить. Помню, лет 5 назад, она была ещё открыта. И последнее пионерлагерное здесь - фигуры колхозников с лисицами. У нас в п/л тоже были какие-то белые фигуры изваяны, что-то серьёзное и советское. В этот п/л я ездила от здания Госснаба на Покровском бульваре, из сквера, что напротив его правого крыла, если лицом стоять. Этот сквер, этот Госснаб и этот бульвар того времени (середина и конец 1980-х) наизусть помню.
Очень важная составляющая этой аллеи, выпадающая из картины пионерлагеря, - груши. Просто здорово, что кому-то давно пришло в голову обсадить дорожку дичком. Они не очень высокие, коренастые и часто плодоносят. В этом году снова был большой урожай, который почему-то быстро сошёл. Уже сейчас почти ничего, а в июле все деревья были в маленьких крепких зелёных грушах.
"Крым" по моим ощущения начинается у Кролиководства и длится вдоль всей ограды Ботсада. Здесь дело в запахах и в соснах. Они вызывают ассоциацию с Солнечной (Царской) тропой между Кичкине и Ливадией. Там похожие сосны, и похожий насыщенный зеленью запах.
Одно воспоминание является соедияющим первую и вторую картины - п/л "Чайка" в Крыму. Помню, как в какой-то смене я участвовала в общем представлении и изображала мадам Рейган, надо было ходить по сцене с важным видом и говорить в микрофон по-английски, и я чуть с ума не сошла от волнения. Другое воспоминание - как пионервожатые водили нас ночью к морю встречать рассвет, и мы его встречали, пели какие-то душевные песни и кушали арбуз. И ещё, довольно смутно, как ездили в Артек и он нам не понравился. И всё-таки самым неформальным был не п/л в Крыму, а зимний п/л "Авангард" в Подмосковье, но то не летнее.
"Усадебное" начинается при въезде в Ботсад. Думала про эту перемену - почему она случается всегда сразу - буквально, заезжаешь на территорию и сразу обступают другие запахи, виды и ассоциации. Видимо, здесь дело в тщательно рассаженных кустах и деревьях и виднеющихся обширных прудах. Это именно сад, хотя местами и сильно заросший. Частые дорожки разбегаются, но самая главная и широкая дорога ведёт к условной "усадьбе", которой принадлежит этот сад - главный павильон и по архитектуре отсылает к усадьбам. Когда начинает темнеть и от прудов идёт лёгкий туман, а вдалеке проходит товарный поезд, мне представляется, что я не в современной Москве, а в загородной усадьбе начала 20в., что вот сейчас с поезда пойдут припозднившиеся дачники... Но их нет. Есть припозднившиеся велосипедисты, которым уже пора выбираться. Т.к. Ботсад официально работает только в светлое время суток, там почти нет фонарей и к ночи он погружается в полную темень. А у меня до сих пор нет фонарика на велике, да и боязно одной в темноте.
Важная составляющая усадебной темы в саду - небольшой живописный заросший пруд в конце главной аллеи. Он совершенно Поленовский или Васнецовский. От дорожки кривая лестница ведёт к полузаросшей скамейке справа от пруда. Современная Алёнушка должна на ней сидеть.
Возвращаться предпочитаю той же дорогой, чтобы избежать шалманов и аттракционов центаральной аллеи.
Согласно плану реконструкции Выставки, излюбленная дорожка велосипедистов и прочих гуляющих со всем описанным (от радиорубки) кардинально изменится - домики вдоль неё должны быть снесены, а где-то в соснах выстроен велнесс-центр (будь он не ладен!). Если бы руководство ВДНХ, аналогично руководству Парка культуры и отдыха, подумало о публике, они бы поделили эту чудесную дорожку между велосипедистами и пешеходами, запретив машины; оставили бы домики (я просто не верю, что им нельзя найти грамотное применение) и сосны в покое.