Как и многие, я спотыкалась в вопросе предопределения: что оно по отношению к каждой личности, как соотносится со свободой? В Писании это - в словах ап. Павла (Рим. 8, 29-30) :
Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями. А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.
Как-то, когда в храме читался этот Апостол, меня осенило и я с энтузиазмом поясняла друзьям... А потом... забыла и на днях, когда мы с ученицей проходили это место Апостола, растерялась, вспомнить не могла: как же это всё понять? Пообещала дать ответ на следующем занятии. Мы, благодаря Феофану Затворнику, приводящему и речения многих Отцов Церкви, стараемся не проходить никакого места Апостола, не уяснив сердечно, не сложив в сердце своё. На сей раз святитель Феофан при поверхностном прочтении не дал нам ответа. И святые отцы на сайте Оптиной пустыни, где постишно комментируется всё Писание, как-то не особо интересуются соотношением предопределения и свободы, коренного для нашей жизни, а больше обращают внимание на другие аспекты этих стихов.
Но я снова нашла! - не знаю, вспомнила или тогда, в первый раз, с другого угла увидела! А когда нашла, то уже смогла вычитать и у св. отцев.
Итак,
хороший командир воинского подразделения знает о своих бойцах, кто из них, когда он завтра перед строем объявит вызов добровольцев на смертельно опасное задание, сделает эти три шага вперед (предузнал). И в планах этой операции он поэтому уже предопределил, кто пойдет на подвиг. Обращаясь к воинскому строю, он призывает всех, но призвал по существу тех, кого уже предузнал и предопределил, по их годности к делу и душевному расположению.
Это - в чисто человеческом раскладе, где неизбежны ошибки, ибо полностью предузнать, знать человека не может никто.
Ибо кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем? (1 Кор. 2:11) И Апостол продолжает: Так и Божьего никто не знает, кроме Духа Божия (что относится ко всем нашим личным изысканиям, не подкрепленным Церковью, в которой Дух Божий живет и действует)
Но Бог-то знает человека, каждого, в совершенстве. Об этом псалом 138 - и о человеке пред лицем предуведениия, предопределения ипризвания:
1 Господи, искусил мя еси, и познал мя еси. 2 Ты разумел еси помышления моя издалеча. 3 Стезю́ мою́ и у́же мое Ты еси изследовал. …. 16 Несоделанное мое видесте очи Твои, и в книзе Твоей вси напишутся, во днех созиждутся и никтоже в них. 23 Искуси мя, Боже, и увеждь сердце мое, истяжи мя и разумей стези моя, 24 и виждь, аще путь беззакония во мне, и настави мя на путь вечен.
Господь предуведел, знал, что способны откликнуться на его зов Мария Египетская, мученик Вонифатий, разбойник Моисей Мурин, ставший кротчайшим из пустынников Фиваиды. Знал о них то, чего они о себе не подозревали сами, но что было их настоящим, подлинным, сокровенным.
Ну а в первых, конечно же, сам Павел - Савл.
(а про тех, кто призван от чрева матери, как святитель Николай или преподобный Сергий, про них очевидно: в этих бы и среднего качества командир не обманулся).
Теперь же подкреплю цитатами отцев, в дополнение к псалму.
Блж. Августин
Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями
Не все, кто зван, призваны по замыслу Божию, ибо замысел этот относится к предзнанию и предназначению Бога. Бог не предназначил никого, о ком Он прежде не знал бы, что тот поверит и последует за призывом Его. Вот таких Он и называет избранными. Ибо многие не приходят, хотя они и званы, но никто не приходит, не будучи зван.
Блж. Феофилакт Болгарский
Бог наперед знает достойных звания, потом предопределяет. Итак, сначала предведение, потом предопределение. Под предопределением же разумей неизменную благую волю Бога. Так Он наперед знал, что Павел достоин евангельского звания, и таким образом предопределил, то есть неизменно определил, и потому положил призвать его. О ком Он наперед знает, что достойны звания, тех делает подобными образу Сына Своего. Чем был Единородный по естеству, тем они стали по благодати, сделавшись и сами сынами Божиими.
Амвросиаст
Бог избрал получателями Своих наград тех, о ком заранее знал, что они поверят в Него. Те же, кто, как кажется, веруют, но неустойчивы в вере, не являются избранниками Бога, потому что те, кого Бог избрал, остаются с Ним…
А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил
Свт. Кирилл Александрийский
Иисус Христос прямо сказал: Придите ко Мне, все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас
(Мф. 11:28). Вот, Он призвал к себе всех, и никто не останется непричастным благодати. Ибо, сказав: все, Он вообще никого не оставляет в стороне. Тех, кого Он, зная, каковы они будут, предопределил для причастия будущих благ, Он, как сказано, и призвал, так что они вкусили оправдание через веру в Него, став уже невосприимчивыми ко греху.
Блаж. Августин
Итак, Бог избрал верующих, но для того, чтоб они поверили, а не потому, что уже верили.
Блаж. Федорит Кирский
Чей выбор Бог предведал, тех Он предопределил изначально. А предопределив, и призвал; а затем, призвав, оправдал через крещение. Оправдав же, прославил, назвав сынами и даровав благодать Святого Духа (см.
Ин. 1:12). Но пусть никто не говорит, будто предведение есть причина этого. Ведь не предведение сделало их такими, но Бог задолго предвидел, что будет, потому что Он - Бог.