Ну да, да, Рождественский пост. Как-то нетрудно бы догадаться, что авангардная музыка - это не совсем то, что требуется. Но я предприняла культпоход с обеими своими дочерьми на концерт в рамках фестиваля "Другое пространство".
Оправдывает меня то, что на концерте ансамбля ударных инструментова Марка Пекарского я была в последний раз лет 25 назад (а теперь ансамблю исполнилось 35). Это была другая эпоха и другой возраст. Воспоминания оставались самые прекрасные, как о чем-то беспроигрышно-прикольном. И мне хотелось "просветить" Настю и порадовать ее...
А вся штука проходила в зале Чайковского.
Когда я подошла распечатать электронно купленные билеты, билетерша с опаской спросила:
- Э... А вы знаете, куда Вы идете? Вы... на современное искусство?
Я бодро закивала головой, и разговор не продолжился.
Маша пришла позже и была на входе огорошена непонятым вопросом:
- Вы в другое измерение?
И наконец, когда мы заняли места во втором ряду первого амфитеатра (а партера как такового не было, ибо его место было занято самими многочисленными ударными инструментами), еще одна билетерша подошла к нам и предложила пересесть подальше, так просят исполнители. На вопрос "Зачем?" ответила:
- нет, вы, конечно, можете остаться тут, если хотите. Но... это очень громко... -
и совершенно классически тихо, полушепотом добавила в сторону, с тоской:
-и это безумие!
А ведь они были правы, милые билетерши.
Боже мой, какая скука и пустота все это "актуальное искусство"!
Все-таки всё оно делается за счет надувания щек и величайшей жреческой серьезности: даже игра и "шутка" здесь возводятся в ранг высочайшей материи и "мистерии", отчего становятся только более убийственной скукою.
Но на каком-то этапе от всей этой жреческой сериозности на нас с Настей напал натуральный ржач. Это когда четыре чувака с видом тяжело работающих людей извлекали звуки с помощью перевернутых стаканов, пластиковых карточек и прочей дребедени - четыре сосредоточенно работающих мужчины, они пристально вглядывались в партитуру, и вот когда один из них переворачивал ноты, стало жутко смешно. Вот они, труженики звукоизвлечения:
А вот тут немного виден их инструментарий (по-моему, в это время два чувака уже начали пилить смычками по всем поверхностям; вскоре и остальные два занялись тем же, совсем оставив стаканы):
Фотоаппарат и возможность снимать спасли меня на этом этапе (уже второй половины концерта): на первом-то от потока агрессивных звуков сразу же пришлось включать внутреннюю молитву, потом мы с Машей на более тихих произведениях наладились придремывать, - и все-таки у всех нас троих, как выяснилось позже, разболелась голова, и это началось именно на концерте.
Финальное произведение было апофеозом псевдошаманской "глубины". Как и большая часть творений, оно было "для фонограммы и ударных", то есть звучала и звукозапись шумов, и живые инструменты. Исполнитель на сей раз был только один, и, кроме реального соприкосновения с разнообразными ударными инструментами, он совершал разные телодвижения, как бы порождавшие звук. Например, он кагбэ дудел в эту трубу:
и очень долго кагбэ кричал то в одну, то в другую сторону:
а также размахивал над головой фиолетовой "сосиськой" (так ее назвала Настя), в связи с чем по залу проносился некий вой, бил воздух барабанными палочками и так далее.
Шаман сопрягает в своем танце, своим бубном миры и смыслы, - а тут громко и нудно аукалась пустота с пустотой.
И кресло отвратительно вибрировало, резонируя.
Ничто не ново под луной, да. Сразу вспомнилось - и помогло - сами понимаете, вот это:
Click to view
Никогда больше не пойду ни на какое "актуальное искусство". Наверное, надо пройти хороший терапевтический курс Моцарта - много, много Моцарта. Сойдет и Верди, его преизобильно будет в "Новой опере" на святках. Верди тоже полный, мощный, живой! Но Моцарт - форева!
Да и Образцов - о, как прекрасно!