Моцарт - самый евангельский!

Nov 30, 2011 00:08


Была на опере "Идоменей, царь Критский" - третий день премьеры в Камерном музыкальном театре им. Бориса Покровского (это премьера в России версии оперы в редакции Рихарда Штрауса). Два первых акта слушала отстраненно, "получала удовольствие" - гарантированное, конечно, удовольствие, когда Моцарт. Это первая его "взрослая" опера, 24 года, ставилась так себе... потом в 1931 году пришел Рихард Штраус и переделал, а Геннадий Рождественский недавно нашел редкую партитуру этой штраусовской версии... (в общем, про все это можно почитать и послушать в блоге самого театра, на который ссылка). Когда вникла в программку, то поняла, что тут сплошные наслоения концепций: и сюжет-то Моцарт содрал у какого-то итальянца, потом ему некий итальянский аббатус либретто переписал, а Моцарт с ним бодался за то, чтобы сюжет как надо ему, Моцарту, шел; и писалось под наличную труппу (а потом переделывалось под новый состав, так что лирический герой был сперва, как водилось в ту пору, контртенором, позже был переписан под тенора, а у Штрауса стал снова сопраной, т.е. заменой контртенора); и Рихард Штраус просто напрочь переписал, перетрактовал (так что в программке занимает вдвое больше места, чем Моцарт)... да еще и режиссер Михаил Кисляров свою изюмину в трактовке сюжета не преминул предложить... И где тут Моцарт, а где что - поди разбери; и где в самом Моцарте еще итальянский штамп, опять же...
Так вот, сижу слушаю, смотрю как обычно в этом театре хорошее сценографическое решение, своим совершенно невежественным ухом ловлю знакомые музыкальные ходы, невесть откуда знакомые моцартовские мелодии, вспоминаю изречение кого-то из великих музыкантов, сылышнное от Саши Старостина, что в итальянской опере оркестр - одна большая гитара, думаю какие-то думки про... даже плачу, потому что я от Моцарта гарантированно плачу - это прям физиология у меня такая... Это первые два акта из трех. И наступает третий. И меня накрывает Моцартом. И я чувствую уже всей шкурой всем внутренним моим то, о чем догадывалась и что вынесла в заголовок, потому что Моцарт - ВСЕГДА накроет вот этим потоком любви, света и милости, превосходящим всякое разумение.
Там удивительная штука, в третьем акте: сцена, когда трагизм должен хотя бы подспудно достичь вершины: только что все узнали, что сын этого самого критского царя обречен стать жертвой за народ, обречен на гибель по неосторожной клятве отца, а сейчас он как сражается с морским дивом, которое послал в качестве кары Криту за нарушенную эту самую клятву Посейдон. Все бездны разверзлись. И... и тут звучит такой ансамбль - тихая молитва всех - не просто молитва о милости (слово это звучит лейтмотивом), но само преизлияине милости, мира, тихого света - такое, как опять же только у Моцарта может быть, но вообще именно такое, какого "быть не может" - премирное! - И это - именно над полной бездной. Не знаю, может, тут гениально осенило как раз Рихарда, что он так либретто подтачал, - ну что ж, значит, он гениально выявил гениальное Моцарта. И этот ансамбль - он мог бы служить "иллюстрацией" к учению о молитве, которая сама по себе есть достижение просимого, - но он не иллюстрация к учению, и не учение, и даже не молитва, а сама душа милости и мира (вот, и слова эти-то лезут: милость мира, жертва хваления!)
И вот с этого места я уже непрерывно обливалась слезами.
А потом апофеоз, когда неиссякаемым потоком льется с небес через эти в единой красоте голоса - просто сила Божия, любовь, свет, неиссякаемым потоком!
С изумлением узнаю потром из роликов, что как раз финал-то как раз Рихард Штраус написал сам, целиком. Не могу поверить, не верю, как Станиславский! ну не может, не может никто и никогда вот этого светолития и мощи передать, кроме как Моцарт.
И ведь поняла - в любой малой вещице он - непременно так или иначе в этой милости и свету поднимет, возведет, вознесет!! Вернее, нет, - изольет! "Он весь как Божия гроза", но более - как Божий свет и любовь Божия. Это не эстетика, это нечто куда большее.Смотрела на прекрасных солистов и хор, в финале, и понимала: Моцарту Бог дал быть вот таким органом (оба ударения подходят) Божией силы и света, - и какое счастье быть органом для того, чтобы через тебя лился этот Моцарт!

Моцарт, искусство, музыка, опера

Previous post Next post
Up