Такое ощущение, что на первых занятиях ребята ожидали от меня какого-то стандартного «учительского» поведения, чтобы я как-то их дисциплинировал, заставлял что-то делать, в общем, учил как положено. На этом занятии их поведение продолжило меняться: и те, кто балагурил всеми способами, и те, кто прилежно сидел и молча слушал стали намного продуктивнее включаться во взаимодействие, думать над вопросами, придерживаться заданных правил. Вроде, удалось прийти из шаблона поведения «на уроке» к нормальному человеческому общению.
В намеченный мной тайм-плана занятий мы не укладываемся категорически, это у меня в голове всё «свёрнуто» компактно, а когда нужно развернуть это для демонстрации - получается по размеру ого-го! Доходит до смешного: говорю какое-то слово или фразу, и по лицам понимаю, что ребята вообще без понятия, о чём идёт речь. Получаются забавные диалоги вроде:
- У нас в штате есть e-mail-маркетолог.
- Это что, отдельный сотрудник чтобы e-mail проверять?
Значит, надо рассказать коротко об этом канале, о том, что он делает. И так много раз.
Устроили «брифинг» - выделили время, чтобы ребята позадавали мне вопросы про бизнес, про работу, про «Банду умников». Хотел выделить на это минут 15-20, для разогрева, получилось больше 40 - привязываясь к их вопросам старался раскрыть какие-то важные принципы, бизнес-модели. Конечно, у ребят внимание «цепляется» к хорошо видимым сторонам вопроса, которые они видят и понимают, вроде «сколько стоит аренда этого офиса», «сколько уходит на зарплату», «какая стоимость производства игры».
Это нормально и даже очень хорошо - двигаться от понятного и конкретного к неизвестному и абстрактному. Были в шоке, что подбор на вакансию может длиться и месяц, и два, и полгода, и что мы на каждую вакансию получаем от 200, и иной раз и более 1000 заявок.
В таком сжатом формате, мы, конечно, скачем «по верхам», иной раз касаясь самых неожиданных тем - в маленькой группе можно позволить себе роскошь «следовать за учениками». С интересом исследую, как у них в головах сейчас устроены представления об устройстве бизнеса, о предпринимательстве. Стараюсь задать какие-то базовые ориентиры, предостеречь от поверхностных суждений, популярных заблуждений и ошибок. Помню себя: когда учился и в школе, вообще не представлял, как устроены «экономический» мир вокруг, как работают организации, как устроены рынок, ведь в школе вообще ничего про это нет, даже близко.
Если подумать, это ужасно: после школы человека отправляют в мир, про который он ничего не знает. Это как вырастить человека в городе, дать спальник, нож и выбросить с вертолёта в зимней тайге. Мол, давай, ты уже большой!