Хотите бороться за права школьников - готовьтесь к неприятностям
Написалась ещё одна статья для родителей, которым не сидится на месте
Я периодически в постах пишу про то, какие есть права у школьников и их родителей, что должна предоставлять школа, как эти свои права отстаивать, рассказываю о своём опыте. Например, речь заходила про рабочие тетради, на которые в 70-90% школ (процент отличается для разных регионов) собирают деньги, но которые должны предоставляться бесплатно.
Поэтому время от времени мне пишут знакомые и незнакомые люди с какими-то вопросами и историями, часто неприятными неожиданностями становятся совсем не юридические моменты.
Решил сделать небольшую заметку-предупреждение для тех, кому придёт в голову «лезть в бутылку»: требовать соблюдать в школе СанПины, выдавать бесплатно рабочие тетради, отстранить от преподавания неадекватного учителя или сдавать физкультуру экстерном.
Сразу оговорюсь: то, о чём пойдёт речь ниже, это не про то, что кто-то «хороший» или «плохой», просто таковы социально-психологические эффекты и свойства организационных систем. И вам стоит готовится к этим рискам, если уж вы решили стать активистом. Для наглядности добавлю скрины из переписок с двумя людьми как раз по теме сбора денег на рабочие тетради.
1. Вас не поддержат другие родители
Ну то есть вы пишете в родительском чате, мол, «давайте пожалуемся куда-нибудь что в школе нет отопления», а в ответ «учитель же сказала, что авария и будет через неделю» или «да бесполезно это всё». Да и вообще «не надо создавать школе лишних проблем, а дети покашляют и перестанут».
Можно порассуждать, является ли это стокгольмским синдромом, или же школьная система те десять лет, что в ней проводят люди, формирует непоколебимую покорность по отношению к себе, или же люди просто склонны выбирать путь наименьшего сопротивления.
Из родительского чата одного класса
Факт остаётся фактом: даже когда родители между собой ворчат и недовольны, даже когда дело касается не только денег, но и комфорта и безопасности детей, основная масса родителей до последнего придерживается светлых идеалов «не выносить сор из избы», «не ябедничать» и «не прыгать через голову».
Более того, когда вы всё-таки начнёте что-то делать - другие родители будут помогать администрации выкрутиться! Рассчитывать на то, что вам удастся сохранить анонимность, я бы не стал, поэтому у вас может появиться репутация сутяжника и скандалиста.
Из переписки с родителем-активистом
2. Администрация школы будет говорить вам неправду и предлагать «решить вопрос по-хорошему»
Вам могут говорить всякие придуманные аргументы, чтобы вы отстали и никуда запросы не направляли. Согласитесь, для них намного рациональнее потратить десять минут на «обработку» недовольного родителя, чем разбираться с каким-то вопросом по существу - к примеру, инициировать неприятную и хлопотную процедуру пересмотра бюджета школы или кого-то увольнять и искать замену.
Чаще всего:
- Апеллируют к придуманным нормам, некорректно трактуют их. Например, «в уставе нашей школы такого не предусмотрено» при том, что вопрос регулируется федеральным законом (то есть обязательно к выполнению школой, написано это в уставе или нет).
- Давят на жалость: «Ну вы меня поймите, ну нет сейчас на это денег! Негде их взять, для наших же детей стараемся, у меня самого тут племянница учится». Отчасти это может быть правдой, но тут срабатывает замечательная логика работы гос. машины: если нет жалоб - то деньги никогда и не будут ни запрошены, ни выделены. Так или иначе, после привлечения контролирующих органов деньги часто находятся, иногда почти мгновенно.
- Скрыто угрожают: «Давайте по-человечески друг к другу относиться, не нужно ссориться с педагогами, вашему ребёнку ещё здесь учиться!».На практике и администрация, и учителя очень боятся неприятностей, поэтому, скорее, будут более внимательны к благополучию ребёнка, у которого «неудобный» родитель.
3. Крайними сделают учителей
Согласитесь, было бы странно, если бы директор школы, героически сверкнув взглядом, вышел вперёд и сказал комиссии «все решения принимал я, наказывайте меня, а моих подчинённых не трогайте!»
В госорганизациях, как и в шахматах, для прикрытия более ценных фигур принято жертвовать менее ценными - выговоры по итогам проверки получат именно учителя. В каких-то случаях неофициально им объяснят, что это за то, что «не нашли контакт с родителями», в каких-то случаях школьная администрация компенсирует это отгулами или какими-то ещё плюшками.
Хотелось бы, конечно, чтобы ответственность несли лица, принимающие решения, а не исполнители этих решений, но так уж устроены социальные системы такого типа: оказывать на них давление иногда получается только «через низ». Это не означает, что «операция провалилась», ведь меняется политический баланс: администрации становится намного сложнее заставить учителей выполнять без раздумий любые директивы.
Из переписки с родителем-активистом
***
Возникает вопрос: даёт ли это вообще какой-то результат и стоит ли в это лезть? По моим наблюдениям, результат это даёт, особенно в Москве и СПб. Обращения обрабатываются, на школу в какой-то форме оказывается административное давление, для администрации учебного заведения меняется «путь наименьшего сопротивления» и они вынуждены учитывать это в работе. А вот насколько вам будет комфортно в этом процессе - зависит уже от вашего политического чутья и переговорных талантов ;)