Хороший ребёнок - послушный ребёнок. Или нет?

Oct 03, 2018 13:23


Про babySCRUM и муштру

Многие родители, увидев нашу замечательную babySCRUM доску, приходят в эйфорию. Им кажется, что это какой-то волшебный способ сделать ребёнка послушным, добиться того, чтобы он делал уроки, работу по дому и вообще выполнял любые поручения взрослых.



Первый вопрос после знакомства с этим подходом в 90% случаев: «Так, а что делать, если ребёнок не хочет делать порученные ему дела, как его заставить?». Ребята, вопрос в точку, вот тут-то и есть самое интересное!

Для послушания вам не нужен никакой SCRUM, для послушания испокон веков используется другое средство - жёсткая бескомпромиссная муштра.

Технология муштры нацелена на формирование предельной покорности и проверена веками. Чтобы рекрут шёл под пули, даже когда рядом падают покалеченные товарищи, нужно, во-первых, чтобы «солдат боялся палки своего капрала больше, чем вражеской пули», а во-вторых, тысячами повторений приучить бездумно выполнять приказы в любых условиях.

А babySCRUM - совсем про другое (как, собственно, и взрослый SCRUM, который мы уже два года используем в работе нашей команды «Банда умников»). Когда мы учим человека сознательно управлять делами, у него начинает острее проявляться собственное мнение.

Он сам решает, за что браться, он обязательно иной раз спорит и сопротивляется тому, с чем не согласен. Люди, которые сами думают, это, в некоторых отношениях, очень неудобные люди.

А чего вы, собственно, хотите?



Первое, что нужно чётко уяснить - это ваши собственные цели. Люди не сразу понимают, что мы в семье используем эту систему не ради того, чтобы заставить Никиту делать какие-то нужные взрослым учебные или домашние дела. Я, естественно, очень радуюсь, когда он их делает. Точно так же я радуюсь, когда жена готовит мне мои любимые вареники, но живу я с ней не для того, чтобы она готовила. И даже если она вообще не будет готовить - вряд ли это сильно повлияет на наши отношения.

BabySCRUM предназначен для того, чтобы ребёнок включился в активное управление делами.

Чтобы он постепенно становился полноправным партнёром в делах семьи, у него появляются не только обязанности, но и права, и одно из них - браться за те дела, в которых он видит смысл. И то, чтобы донести до него смысл каких-то дел или каких-то правил, чтобы договориться с ним о об этом - вот в этом одна из важнейших задач.

Вы же не устраиваете муштру с системой наказаний и поощрений своему спутнику жизни (ну, я надеюсь на это)? Если у вас зрелые и стабильные отношения, вы пытаетесь объяснить потребности, выяснить интересы, договориться, найти способ, удобный всем, идёте на компромиссы. Вот примерно так это происходит и с babySCRUM, а ещё добавляется огромная работа по обучению, поддержке и личностному развитию.

У многих родителей перспектива что-то объяснять и в чём-то убеждать вызывает существенное затруднение.



Не у каждого взрослого достаточно осознанности и способности к рефлексии, чтобы понять, почему, собственно, для него самого важна эта заправленная кровать, и как это можно передать, объяснить ребёнку.

Фокус в процессе!

Когда люди совершают восхождение на Килиманджаро, они очень хотят попасть на вершину. Но если предложить им вместо восхождения быстренько прокатиться туда на вертолёте, вряд ли они удовлетворятся этим.

Когда в классе делается практикум по химии, то затевается он явно не для того, чтобы произвести какое-то количество золя гидроксида железа. Хотя все участники, конечно, расстроятся, если он не получится.

Родители часто фокусируются на материальных результатах любых дел, теряя из виду реально ценные вещи, которые «растворены» в процессе.

Если ваша цель - приготовить идеальную шарлотку, то определённо лучше держать детей подальше от этого процесса. Если ваша цель - провести время с детьми за интересным делом, научить их кулинарии, и вы ради этого готовите с ними шарлотку - нужно заранее смириться с тем, что первые несколько раз она может получаться, мягко говоря, неидеальной.

Давайте ещё один пример. Вот у нас на нашей чудесной SCRUM-доске у ребёнка появляется стикер «прополоть помидоры». В этом деле могут быть «растворены» несколько других важных задач, актуальных сейчас для обучения, личностного развития, формирования партнёрских отношений или чего-то другого. И ваша «работа» в babySCRUM - увидеть такие задачи и достичь какого-то прогресса в них. Часть этих задач могут в дальнейшем стать отдельными проектами или делами. Что это могут быть за задачи? Пожалуйста!



Согласитесь, такие задачи имеют мало общего с эксплуатацией. Суть в том, чтобы вы с ребёнком в этом процессе обсуждали, договаривались, учились и экспериментировали, взаимодействовали и строили отношения.

Да, помидоры тоже могут оказаться прополоты, а может, даже ребёнок увлечётся растениеводством, будет целыми днями пропадать в огороде и заставит горшками весь подоконник. Но может быть и прямо противоположное - и вы вместе решите больше никогда помидоры не выращивать.

Наша с вами задача как ведущих процесса - широко видеть возможности, скрывающиеся за каждым стикером с делом, быть чувствительными и гибкими. Очень сложно бывает в повседневном стрессе терпеливо вкладываться в процесс, разговаривать и обсуждать, позитивно поддерживать, обучать и помогать справляться со сложностями.

Ведь первое время потраченные нами усилия могут быть намного больше, чем полученная практическая отдача. Например, согласитесь, проще нормально пропылесосить комнату самому, чем с «помощью» семилетнего ребёнка, который делает это первый раз!

Смотрим в хрустальный шар: кто у нас вырастет?

Давайте о более высоких материях - кого мы вообще хотим воспитать, какого человека? BabySCRUM ориентирован на вполне определённые идеалы и просто противопоказан, если ваши ценности сильно от них отличаются.

К примеру, если вы прочите ребёнку спортивную или военную карьеру, то прививать ему навыки анализа личных целей, критическое мышление, гибкий подход к поиску вариантов может быть опрометчиво. Потому что в таких системах слово тренера - закон, тренироваться нужно «через не могу», приказы не обсуждают, старший по званию всегда умнее, и инициатива выйдет боком инициатору.

Поймите меня правильно: разные ценности - это не хорошо и не плохо. Среди моих знакомых есть замечательные люди, которые достигли объективно выдающихся результатов в дисциплинах и профессиях, для которых важно ориентироваться на принятые нормы, авторитеты, соблюдать чёткую дисциплину и иерархию. Но для них те вещи, о которых я здесь пишу, не будут органичны.

BabySCRUM нужен в том случае, если мы хотим научить ребёнка адаптироваться в меняющемся мире.

Видеть и использовать возможности, решать самые разные проблемы, добиваться результата в условиях высокой степени неопределённости, координировать действия в многопрофильной команде.

Я думаю, это тем более важно, поскольку во многих местах ребёнка учат быть «послушным», то есть действовать в интересах других или по принятым кем-то правилам, игнорируя свои потребности.

Важной «добродетелью», которые активно формируются и в садике, и в школе, и даже в вузе является то, что человек говорит ровно то, что от него ожидают услышать, действует по инструкции и соблюдает правила. Здесь часто бывает невыгодно иметь собственное мнение («быть самым умным»), отстаивать свои интересы («качать права»), задавать действительно существенные вопросы («потому что я так сказала, вот почему!»).

Но жить-то нашим детям предстоит в реальном мире со всем многообразием его возможностей и проблем, где нужно самому принимать решения ;)

Источник: MEL.FM

Previous post Next post
Up