Ещё интервью: «В традиционной школе ребёнок - это полено, из которого мы строгаем, что хотим»

Aug 15, 2018 18:00





Редакция «Мела» попросила меня интервью для редакционного материала о детском образовании, традиционной школе, семейном обучении и раннем развитии. В этом же материале редакция заботливо проанонсировала ссылки на другие мои материалы на Меле ;)

Редактор «Мела» сработал классно и очень быстро, но в исходной версии материала оказалось написано, что моя дочь Алиса умеет дышать под водой :)

Вот сам материал:

Сына нужно было учить, поэтому я организовал кружок

Я живу в Санкт-Петербурге, но вообще из Кемерова. Моему сыну Никите сейчас 12 лет. Когда ему было четыре, я понял, что с ним нужно как-то заниматься. Стал изучать рынок кружков и понял, что за те 15 лет, когда я сам был ребёнком, ничего не изменилось. Занятия по-прежнему строятся примитивно и не учитывают особенности детей.

Сам я занимался бизнес-тренингами, где установки совсем другие. Нельзя усадить людей за парты и сказать: «Делайте вот это и не задавайте вопросов, я тут главный». Тренинговая работа подразумевает добровольное, осознанное и активное участие слушателей. Преподаватель работает над тем, чтобы процесс был динамичным и интересным. Это совсем другое качество обучения.



В общем, это привело к тому, что у нас появился домашний развивающий кружок. Я организовал его для Никиты и нескольких других детей. Условно кружок по математике и логике, но чем мы только ни занимались: проводили эксперименты, играли в настольные и подвижные игры, делали поделки. Ко всему этому я подмешивал дидактику, чтобы во время подвижной игры мы учили числа, а в работе над поделкой развивали мелкую моторику.

Я стал вести блог в ЖЖ, сначала для отчёта по занятиям, но через полгода появились подписчики-единомышленники. Так началась история моего погружения в пучины детского образования. Кружок был платным, но не из меркантильных соображений (тренинги приносили больше денег). Просто когда делаешь что-то бесплатно, это усложняет общение с родителями. Когда люди пытаются отдать пианино даром, от них требуют привезти его, занести в дом, и тогда они решают: лучше продадим за 500 рублей. В первый же день пианино забирают безо всяких вопросов. Такая психологическая штука. Я сторонник того, чтобы интеллектуальные услуги оплачивались. Бесплатно они просто не работают.

…а потом я придумал свои настольные игры

Когда Никите было шесть, я понял, что для занятий мне нужны обучающие настольные игры. Оказалось, что обучающих настолок ужасно мало - больше развлекательных, причём не только в России, но и за границей. А ведь это классная вещь, которая всегда работает, «занятие в коробке»: достаешь игру - и ребёнок уже заинтересован.

В игре развивается не только умение считать или читать, но и куча базовых психических процессов - внимание, память, стратегия, эмоциональный интеллект, социальное взаимодействие.



Так я стал разрабатывать игры сам. В этом моя суперспособность - понимать, как происходит обучение, доставлять ттуда дидактику, подбирать подходящую игровую форму и проектировать.

Семейное обучение как способ качественно прожить детство

Никита окончил начальную школу на семейном обучении. Мне было важно, чтобы он был счастлив и качественно проживал свою жизнь. В этом возрасте важно создать благоприятную среду развития, а государственная школа такой мне не казалась. Процессом по большей части управлял я, но без жены ничего бы не вышло.

Трудно оценить результаты: для эксперимента нужно было взять двух Никит и поместить одного в школу, другого оставить учиться дома, а потом делать замеры

Да, он не поступил в МГУ в 12 лет и не стал чемпионом по фигурному катанию. Но он хороший человек, много нам помогает, отличный старший брат, у него широкий кругозор. А ещё отличное абстрактное мышление, он лучше сверстников понимает, как работает бизнес, задаёт вопросы. Мне кажется, у него большой потенциал. Связано ли это с семейным обучением - не знаю. Потом он пошёл в частную школу Монтессори, потому что ему было важно общение со сверстниками. Кружков уже не хватало.

Почему детей в обычной школе воспринимают как солдат (или поленья)

В традиционной школе мне не нравится пассивная роль ученика. Подразумевается, что ребёнок - это полено, из которого мы строгаем, что хотим. Он делает, что ему скажут, не задаёт неудобных вопросов. От ученика не ждут активности, он должен быть как солдат.

Такая модель армии, которая не позволяет воспитать личность. Если система идеально отработала, на выходе мы получаем очень послушного человека. Мне это не подходит.



Игровое обучение подразумевает, что ребёнок занимается тем, что ему интересно и сам делает выбор. Результаты таких занятий гораздо выше.

Уважать личность ребёнка - главная ценность для меня. В школе Монтессори Никиту с его вспыльчивостью и другими особенностями никто не будет ломать, третировать, педагоги воспринимают это как неотъемлемое право - иногда быть расстроенным. Там дети могут выбирать, чем заниматься, они не действуют хором по указке.

Есть два часа свободной работы - дети занимаются кто математикой, кто русским. Педагог даже может проводить занятие, играя с детьми в бильярд.

Раннее развитие - да, только без насилия и фанатизма

Я сторонник недирективного гуманистического подхода, за раннее развитие, но против насилия. Есть методика, по которой ребёнка в год учат различать печатные слова на карточках. Это бессмыслица, это не развивает личность и ментальные способности. Лучше заниматься с ребёнком чем-то соразмерным его возрасту. Например, учить, как говорят животные: корова - «муму», козочка - «меее». Ребёнок получит от этого больше пользы, потому что проведёт время с мамой и научится воспринимать разные звуки.

Когда ребёнок в пять лет узнаёт буквы и складывает их в слова - это не значит, что он умеет читать. В чтении есть вещь, которая связана с реконструкцией образов и развивается только к 10 годам.

Пытаться добиться от пятилетнего ребёнка, чтобы он читал толстые книжки, бессмысленно. Это идёт вразрез с естественным развитием. Если малышу интересно копаться в песке с формочками, значит, ему это сейчас и нужно. Естественный интерес ребёнка - главный индикатор, что это занятие для него сейчас развивающее.



Моей дочке Алисе почти четыре года, она умеет плавать и знает английские слова. Но мы не учим её как-то специально, просто она смотрит мультики на английском и ходит с мамой на игровые занятия в бассейн. Там учат держаться на воде, задерживать дыхание, плавать. Никто не ставит ей технику плавания.

Банда умников, педагогика и жизнь, хоумскулинг

Previous post Next post
Up