Занятие 109: Головоломки с кубами-развёртками

Jan 28, 2015 19:00

Сегодня мы занимались не в комнате для занятий, а в комнате для самых разных дел под названием "Веранда" - поэтому туда постоянно кто-то заглядывал. Я написал табличку "идут занятия", дети очень захотели тоже написать свои строго-устрашающие таблички, которые мы в начале занятия и водрузили на дверь :)



Потом мы вспомнили кое-какие старые игры, и перешли к основному блюду - создание и разгадывание головоломок. Мне вообще очень нравиться идея самостоятельного создания головоломок детьми - в процессе они намного лучше начинают понимать принцип того, как она работает.


Для разминки мы использовали Монтессори-пособия с цилиндрами разного размера и высоты. Дети по очереди поворачивались спиной к столу, получали цилиндр, и, ощупывая его и предназначенные для цилиндров отверстия выбирали, куда его поставить. На ощупсь это сделать не так уж и просто!



Потом мы играли в "Сторож зоопарка": на стол выставляются фигурки животных, наступает ночь (все закрывают глаза), и в это время одно животное "сбегает" (закрывается стаканом). После этого все просыпаются, и тот, чья очередь, старается вспомнить, кто же там под стаканом. Если ему не удалось - то угадать пытается следующий по очереди, и так далее.

В просто варианте используется мало животных, и их расположение "ночью" не меняется, в сложном варианте животных побольше, и "ночью" их можно вдобавок поменять местами.



Посивдев и подумав над пропадающими животными, мы поиграли в более подвижную игру - "стоп пять". В нашей вариации ведущий называет какое-то число, и игрокам нужно всей командой сделать так, чтобы они касались пола таким количеством точек опоры (рук, ног, голов, поп...). Игроков было шесть - поэтому я называл числа от простейшего 12 (всем нужно просто стоять на двух ногах) до заковыристых "32" или "5".

В игре, кроме математического аспекта, ещё есть и коммуникационный - нужно же согласовать, кто что делает, точки опоры считаются в сумме!



Потом я достал нарисованные заранее бланки для создания (и разгадывания) головоломок, и показал, как ими пользоваться.



Загадывающий может красить либо развёртки, либо рисунки с объёмными кубами - отгадывающий, соответственно, должен в соответствии с этим перенести окраску на вторую половину (если загадана развёртка - раскрасить в соответствии с этим кубы, а если раскрашены кубы - перенести их окраску на развёртку).



Фишка задания в том, что, после выполнения, развёртку можно быстро и удобно вырезать, склеить и сличить "в натуре" с рисунком куба.



Кстати, важный момент: у каждой стороны в центре стоит значок с условным обозначением - эти значки должны совпадать на рисунке куба и на развёртке!



Задание  было воспринято с энтузиазмом, и дети принялись за дело.





Ну а после выполнения можно наглядно проверить, всё ли верно - вырезать и склеить!





Файл с бланками этого задания предусмотрительно выкладываю сюда!

физико-математико-логический кружок

Previous post Next post
Up