Сегодня на занятие, после перерыва на каникулы, пришли все участники нашего уютненького кружка. Я потихоньку корректирую подход к построению занятий, с учётом того, что все новенькие уже адаптировались, и мы уже имеем дело с семилетними детьми - это касается не только сложности заданий, но и навыков самоорганизации, взаимодействия в группе.
Начали мы с решения обычных текстовых математических задач, я использовал замечательный сборник "Математика в твоих руках", А.Б. Калинина, Е.М. Кац, А.М. Тилипман. Сегодня я взял самые простенькие задачи, и предложил детям потренироваться рисовать схемы решений. Задание дал такое: "нужно нарисовать такую схему, чтобы решение задачи стало понятным даже малышу 3-4 лет".
Умение воображать и рисовать схемы решений - это очень важный навык для решения задач разных типов. Типичной ошибкой при обучении этому является ситуация, когда ребёнку даётся содержательно непростая задача, и для неё он должен ещё и схему нарисовать. Я конечно же выбрал для тренировки этого навыка самые простенькие задачи, и не стал обременять детей какими-то формальными требованиями к схемам, лишь комментируя, какие моменты у кого оказались самыми удачными. Боря заявил, что любит рисовать, и рисовал объекты достаточно подробно, Никита - напротив, использовал обозначения в виде треугольничков, кружочков, чёрточек.
После этого мы перешли к следующему делу - рисованию орнаментов по точкам. Эту идею я увидел в блоге Натальи Чистоклетовой, вот здесь,
http://nataliigromaster.blogspot.com (очено крутой ресурс с кучей великолепных идей для занятий с дошкольниками раньше). В авторском варианте, рассчитаном на дошкольников, орнаменты нужно срисовывать, имея перед глазами образец.
Я добавил две вещи:
- Нужно не срисовывать, а рисовать по памяти. Задание размещено на одной стороне карточки, а рисовать орнамент нужно на другой стороне, повторно переворачивать и подсматривать запрещено.
- Для веселья, кроме орнамента есть и дополнительное условие, которое нужно прочитать и выполнить.
Именно поэтому на этом фото Боря сидит на столе, а Маруся рисует на полу :)
Конечно, при выполнении всех этих заданий назрела подвижная разминка.
janemouse недавно писала
про подвижные игры, в которые она играет с дошколятами. Игра "побежали-стоп" заключается в том, что дети бегают как вздумается, а когда ведущий говорит, например, "стоп-три", то они должны остановиться и замереть в такой позе, чтобы касаться пола тремя точками (например, две ноги и рука). Ну и аналогично выполнять команды "стоп-один", "стоп-четыре" и пр.
Я добавил в игру числа побольше и социальный компонент. Когда я объявляют "стоп-десять" это означает, что дети должны замереть так, чтобы у них всех в сумме было десять точек касания. То есть им нужно быстро сориентироваться и как-то договориться, кто в какой позе должен быть, чтобы выполнилось условие.
Задание оказалось не слишком простым, несколько раз разгорались споры по поводу того, кто должен сменить позу - а пару раз я даже объявлял что время истекло и команда проиграла. В конце игры уже действовали более слаженно и гибко.
Теперь - к прекрасному, рисование спиральных галактик. Мне показалось замечательным, что в этом деле нужно много штриховать. Техника очень простая: намечаются спирали, потом они заштриховываются восковыми мелками, а всё белое пространство заполняется чёрной акварелью (которая, естественно, не хочет ложиться на воск и заполняет только белое).
Получается очень классно!
В конце мы взялись играть в "
сторож зоопарка". Сначала я некоторое время побыл ведущим, потом предложил детям быть ведущими по очереди, а потом и вообще отстранился от процесса, предоставив детям полностью самим его регулировать.
Суть игры такая:
- на стол ставится 12 животных;
- ведущий говорит "наступила ночь", все закрывают глаза;
- ведущий прячет одного животного под стакан, а ещё нескольких животных меняет местами;
- игроки открывают глаза, и следующий по часовой стрелке от ведущего игрок даёт ответ, кто же пропал этой ночью (кто под стаканом);
- если ответ верный - ведущий отдаёт ему животное, если нет - то право ответа переходит следующему по очереди игроку.
Наблюдая за процессом, я не раз подавлял в себе "педагогический рефлекс" вмешаться, когда возникали какие-то сложности или шероховатости. Вот кто-то не согласен с каким-то решением ведущего. Вот Никита с Егором с закрытыми глазами ("ночью") начинают возиться, толкаться, и уже готовы обидеться друг ну друга. Вот Боря слишком долго думает, и все игроки уже потеряли терпение...
Пару раз я не сдержался и подсказывал, или делал замечания - но несколько раз дети вполне нормально и сами урегулировали ситуации.
Один раз предложил им, как они сами могут регулировать, если кто-то из игроков слишком долго думает (не говорит ни ответ, ни "пас") - по нашим условиям, кто-то может сказать тогда "раз-два-три, говори", и если все остальные тоже это повторят, а игрок так и не отвечает - то значит его время истекло. Дети бодро использовали эту идею, и легко разрешали все такие затруднения.