Все участники нашего кружка обожают опыты. Вот прям с упоением что-то с чем-то смешивают, нагревают, надувают, запускают... Я считаю это полезным делом, даже когда физическая или химическая подоплёка происходящего для детей недоступна. Дети внимательно наблюдают, аккуратно пробуют разные варианты и смотрят, что получается - отличная тренировка внимания, самоконтроля, мышления, наблюдательности. А в большинстве случаев из опытов мы делаем какие-то содержательные выводы, часто находим какие-то примеры этих эффектов в реальном мире.
Сегодня у нас были опыты с растительным маслом и цветным льдом. По информации из непроверенных источников, лёд должен плавать в растительном масле, а тающая из него вода должна эффектно опускаться на дно. Но то ли источники слишком непроверенные, то ли масло слишком рафинированное - лёд у нас довольно-таки настойчиво сразу же в масле тонул. Пришлось на ходу менять схему эксперимента - для начала, добавили воды. Естественно, масло оказалось вверху, вода внизу, а лёд занял положение на границе масла и воды - уже что-то.
Потом положили на стакан две палочки, а на них кусочек льда - пусть капает постепенно. Капля, упав в масло, осталась у поверхности, приняв форму шара. По мере того, как накапало ещё подкрашенной воды, шар стал побольше, погрузился в масло, и остановился на границе масла и воды:
Потом кое-кто задел палочки, лёд упал в стакан.
Все о-о-о-очень хотели перемешать содержимое стакана - ладно, мешайте... Только как вы определите, кому мешать первым, кому вторым? Дети договорились, что мешать будут по десять раз, а очерёдность определят "чики-брики пальчик выкинь".
Потом повторили во втором стакане, побросали ещё цветного льда
После эксперимента мы стали играть в игру со сложным названием "главная и второстепенная функция", которую
eroshenko_r вместе с ещё несколькими отличными идеями подсказал
вот здесь.
Суть такая: ведущий называет предмет - а игроки должны назвать его главную функцию, и придумать какую-то необязательную, второстепенную функцию. Например, на стуле можно сидеть, а можно привязать к нему верёвку и крутить вокруг себя для веселья :)
Поскольку нам заодно нужно было размяться, то в ход пошёл мячик, а ещё главную функцию нужно было называть потянувшись как можно выше, а второстепенную - растянувшись на полу как можно ниже.
Потом мы перешли к письму - для этого мы писали смешные предложения. Ведущий говорил вопрос, на который должно было отвечать слово - участники писали его, подворачивали так, чтобы не было видно, и передавали бумажки по часовой стрелке друг другу. Потом ведущий говорил следующий вопрос. Вопросы были "какой?", "кто?", "где?", "что делает?", "как?"
Потом нужно было развернуть бумажки, и по очереди прочитать вслух.
В этой игре не только потренировались читать и писать, но и подступились немного к частям речи.
Последнее дело на этом занятии - игра на внимание, которую увидел
здесь у
a_katkov Мы нарисовали некую местность с домами, дорогами, военной частью и пр. Все отворачивались, а ведущий дорисовывал какой-нибудь объект. Игроки должны были отгадать, какой объект дорисован. Пока ведущий что-то дорисовывал, остальные развлекались рисуя узоры спирографом.