Занятие 73: Яйцо в бутылку, свечка под банкой, беготня с английскими буквами, спички и "Маракеш"

Oct 11, 2013 23:20



Сегодня я очень доволен тем, что мы официально начали новый сезон кружка! Из "стареньких" сегодня на занятии была Маруся, из "новеньких" - Егор. Все действующие лица, кстати, хоумскулеры :) Чуть позже ещё один-два человека подтянутся - для простоты я предпочитаю новичков включать по одному.

Мы с ходу начали с любимых всеми детьми экспериментов. Сегодня мы делали классический эксперимент, который я уже вот несколько лет всё не мог собраться провести по причинам психологического плана.Не то, чтобы я в детстве голодал - но в моём детстве к еде воспитывалось весьма бережное отношение, и вот так вот изводить продукты пусть даже в научных целях у меня долго рука не поднималась.



Для эксперимента нам потребовались сваренные вкрутую куринные яйца, стеклянная бутылка с горлышком, куда яйцо не пролезает и спички. На занятиях я стараюсь, чтобы дети максимум делали собственными руками, всё пробовали сами. Вот и здесь они сначала почистили яйца, а вот я распределил между ними роли в эксперименте:



План был такой:
1. Никита по команде "поджигай!" зажигает спичку, и поджигает ей бумажку, которую держить Маруся.
2. Маруся по команде "кидай!" кидает горящую бумажку в бутылку.
3. Егор по команде "яйцо!" кладёт на горлышко бутылки яйцо.

Дети блестяще справились со своими ролями с первого же раза, результат их сильно удивил:



Через пару секунд бумажка в бутылке погасла, а яйцо со звонким чпокающим звуком в одним момент втянулось в бутылку. По плану яйцо должно было войти в бутылку целиком - а у нас края горлышка срезали часть белка, у них была слишком угловатая форма.

Спросил у детей про гипотезы относительно причин произошедшего. Первыми у них возникли мысли про то, что от нагревания и охлаждения у яйца или у бутылки могли измениться размеры. Я пояснил, что температурная деформация была незначительно, ну и предложил потрогать бутылку и остатки яйца, которые нисколько не успели нагреться. Потом они подумали про то, что как-то подействовал дым.
Ну ладно - хватит рассуждать, надо повторить и ещё раз посмотреть. На этот раз я смазал горлышко технической силиконовой смазкой в расчёте не то, что яйца таки проскользнёт в буктылку целиком, а Маруся получила бумажку поменьше, чтобы процесс засасывания яйца происходил медленнее и его можно было рассмотреть.









В общем ещё три раза мы всё это повторяли, обсуждали гипотезы, в итоге догадались дети про истинную причину происходящего. Чтобы ещё раз показать, как это работает, я показал ещё один эксперимент, который мы проводили в прошлом году:



Но в этот раз мы заметно увеличили его масштаб :)



Эксперимент тоже очень простой и наглядный: в тарелку наливаем воды, ставим свечу, поджигаем. Накрываем свечу банкой.





Свеча, разумеется, быстро гаснет, и...





Вот, вроде детям стало ещё понятнее с этим эффектом.

Глядя на то, как Маруся елозит на стуле, а Егор прыгает на месте, я понял, что самое время размяться. Сегодня у нас была беготня с английским алфавитом:



Во время наших экспериментов дети очень заинтересовались большими каминными спичками - я предложил им поиграть в "повтори узор". Можно было выложить каким-то особым образом 4 спички, показать на три секунды другому игроку - и тот должен был собрать такой же.







А в конце поиграли в "Маракеш"


физико-математико-логический кружок

Previous post Next post
Up