Начали мы занятие с чистописательной игры "Марсианский алфавит". Я показывал детям какую-то марсианскую букву (с марсианским названием, вроде "слоновья тэ" или "орбиталка"), потом прятал образец - а им нужно было по памяти воспроизвести её. Довольно весело получилось, ну и дидактически мне понравилось как сработало. Идея была, во-первых, в тренировке восприимчивости и памяти именно к "закорючкам-крючочкам", а, во-вторых, элементы марсианских букв очень напоминают обычные русские.
Вот такие марсианские буквы у ребят получилось делать по памяти:
Дальше мы занялись игрой "
Катамино". Это вариант классической головоломки
пентамино, дополненный полем для выкладыания с перегородкой и книгой правил. Маленький одноцветный пентамино из пенистого материала у нас где-то был - но особого интереса у Никиты он не вызывал, да и я в нём чего-то захватывающего не увидел (я вообще не большой фанат головоломок "на одного").
Но "Катамино" развеял мой скепсис. Во-первых, все детали цельнодеревянные с очень правильной геометрией - из них за счёт этого можно строить всякие высокие конструкции. Во-вторых, за счёт изменяемого поля количество вариантов сборки становиться ну просто огромным, при этом можно варьировать сложность задания от очень простых до очень сложных (от прямоугольника из трёх деталей до прямоугольника из всех деталей). В третьих, понравилась неубиваемая цветная брошюра с правилами на очень толстой лакированной бумаге на спирали, в которой есть разные варианты заданий и способы использования.
Для начала предложил ребятам по очереди пособирать самый простой уровень - прямоугольник из трёх деталей (перегородка ставиться так, что получается самое малое игровое поле).
Все справились очень быстро. Следующий уровень - задания из четырёх фигур, потом из пяти:
Когда мы перешли с сборке заданий из пяти фигур, на это стало уходить уже побольше времени - поэтому параллельно дети стали что-то строить из свободных деталей:
Я предложил зарисовывать получающиеся конструкции "для истории" на бумаге в клеточку.
Илье срисовывание комбинаций понравилось, но у него не сразу стало получаться: поэтому мы придумали с ним способ, когда на деталь выкладываются стекляшки, в клеточках соответственно расставляются точки, а потом уже рисуется фигура.
Как уже сказал, у деталей выверенная геометрия - их можно использовать просто как конструктор:
А вот чертежи:
Маруся уже наигралась "Катамино", Илья был занят срисовыванием комбинации, а Никита сборкой прямоугольника из шести элементов. Я преложил пока Марусе поиграть в "
Свиш".
Никита уже эту игру знает - но играть не захотел, не "зацепила" она его. Илья тоже воздержался. Посмотрим, может, придумаю какую-то вариацию "Свиша", которая будет более интересней стандартного "найди среди разложенного".
оффтоп: Кстати, пару дней назад из присосок от мыльниц и бутылок, в лучших традициях "оч.умелых ручек", сделали такую забавную штуку: