Начали занятие с игры на развитие концентрации внимания - "ловцы мух". На доске нарисовано поле 3*3, в центре сидит воображаемая "муха". Ведущий называет подряд несколько команд, куда перемещается воображаемая муха (она может перемещаться влево, вправо, вверх и вниз) - игроки должны мысленно отследить перемещения мухи, и сказать, в какой клетке она оказалась (чтобы избежать спорных ситуаций, ведущий на листочке отслеживает перемещения карандашом).
С первого раза, не моргнув глазом, ребята справились с цепочками из пяти и десяти команд. Между прочим, это упражнение используется "для разогрева" и на взрослых тренингах - и кто-то из взрослых муху обязательно теряет! Никита, а потом и остальные, захотели тоже побыть ведущими - тоже отлично справились. Я прям аж удивился!
Следующее наше дело - "Историодел". Я дал каждому бумажную полосу, куда нужно было записать определённые слова: на одной полосе - отвечающие на вопрос "что?", на другой - на вопрос "какой?", на третьей - на вопрос "какую?". Маруся не сразу поняла, как это - поэтому я привёл несколько примеров, что значит "слова, отвечающие на вопрос..."
После этого дети взялись за дело (естественно, я объяснил, что дальше мы используем это для одного весёлого дела, но чтобы всё получилось пока я не должен рассказывать подробности). В процессе все быстро разобрались, что к чему, и стали писать именно те части речи, что и нужно. Мы уже раньше
немного затрагивали тему частей речи - сегодня я решил подойти к ней ещё и с другой стороны, вовсе не используя названия "существительное", "прилагательное", "глагол".
Надо сказать, все дети уже весьма сносно пишут. У каждого какие-то свои сложности - по ходу дела с ними разбирались. Маруся не все звуки умеет переводить в буквы - в окончании "-ый" у неё постоянно терялось "ы", Даня с трудом "держал строку": буквы у него прыгали и скакали по размеру и расположению, не всегда умещаясь на строке.
Потом я достал собственно "историодел", и мы вставили в него полоски со словами. Получилось вот что:
Полоски нужно было сдвигать от слова к слову, и читать, что получается при каждой комбинации.
Разумеется, получается нелепо и очень смешно :)
Вот второй "историодел":
Потом от меня потребовали разминку, на этот раз это были задания в духе "левая нога на столе, права нога на стуле, одна рука на полу!"
Следующее дело не сегодня - симметричные картинки "перегибом". Использовали "пальчиковые" краски и ватные палочки - так проще, быстрее и удобнее.
Порисовав вволю, стали играть в "на что это похоже?"
Брали какой-то рисунок и, передавая по кругу мячик, называли, на что это похоже, пока кто-нибудь не говорил "пас". Мы уже играли
в подобные игры - возможно, и это тоже повлияло на то, что дети демонстрировали хорошую вариабельность и изобретательность. На одной картинке возникало вариантов по двадцать!