Занятие №26: "Назови три", диск на воздушной подушке, "Пикчурека"

Sep 23, 2012 13:28


Сегодня мы наконец-то открыли сезон этого учебного года. Никита буквально дни считал до начала занятий. Были Илья и Маруся.

Для разминки и общей фокусировки начали с Никитой и Марусей с игры «назови три…». Я давал им поочерёдно простые задания, вроде «назови три вида овощей», «назови три предмета мебели», «назови три марки автомобилей», «назови три части тела». Помимо прочего игра развивает вариабельность и скорость мышления, навыки анализа и обобщения. Несмотря на элементарные правила (точнее, благодаря им) вызывает энтузиазм у детей.

Кстати, заметил одну вещь: игры, рекомендованные в книжках, частенько оказываются чрезмерно сложными, «не идут», вызывают у детей стресс, требуют массы подсказок и исправлений взрослого. А когда меняешь правила так, чтобы их легко было выполнить, «опускаешь планку», чтобы соблюдался принцип « маленькими кусочками», всё тут же становится на свои места.

Пока играли, прибыл Илья. На столе у меня стояла таинственная белая коробка с сегодняшним экспериментом, я предложил разыграть право открыть её в игру « стекляшки в коробке» (идентификация количества, «естественное» сложение и умножение). На этот раз я раскладывал стекляшки сложнее, чем мы это делали в прошлом году: в ячейках теперь могли оказываться по 2-3 штуки. Илья решил не играть - попросил его фотографировать, чем он весьма деловито и занялся. Маруся по сравнению с прошлым годом заметно продвинулась: она очень технично зрительно запоминала положение стекляшек в коробке, а потом по памяти пересчитывала их, подняв глаза к потолку. Никита тоже порадовал - он мгновенно идентифицировал количества в пределах восьми, не пересчитывая по одному.







В начале игры Маруся пыталась боятся, что обязательно проиграет. В этом году у неё получается значительно хуже: работают и рациональные аргументы по поводу того, что проигрыш добавляет интереса в игру (вроде «как думаешь, интересно играть в догоняшки с улиткой?»), и шутки на тему глобальных катастроф, которые неминуемо случаются, когда кто-то проигрывает в любую игру. В общем, проблема боязни проигрыша, к счастью, тихонько сходит на нет.

В «стекляшки в коробке» выиграла Маруся - и вот она открывает таинственную белую коробку. Там много всякого: CD-диски, клеевой пистолет, бутыльки от лекарств и пр.





Дети озадачены, что же мы будем с этим делать - я показываю самую главную штуковину, которую я сделал заранее.



Если этот диск приложить к другому диску и поднять вертикально вверх, то второй диск на секунду «приклеивается» и поднимается вместе с ним. Только никакого клея там нет!







Все по очереди попробовали это сделать, и тут обнаружилось, что назрела острая необходимость подвижной разминки.



После разминки мы сделали для каждого по такой же штуковине из бутылька и диска, и дети стали пробовать поднимать разные вещи. Никита поинтересовался, почему так происходит - Маруся и Илья поддержали вопрос. Зная, что длинные и обстоятельные объяснения детей не очень интересуют, я набросал на доске глубокий океан, где на рыб давит вода (особенно в глубине), и пояснил, что мы тоже живём на дне океана, только воздушного, и он тоже давит на всё со всех сторон. Вот и получается, что атмосферное давление сдавливает диски друг с другом, пока воздух не проберётся в щёлку между ними - также работает и присоска, только под неё воздуху пробраться намного сложнее.



А потом я проделал в донышке бутылька дырочку, надел на бутылёк воздушный шарик, и поставил на пол. И эта конструкция стала дрейфовать и с лёгкостью перемещаться от любого толчка, паря в доле миллиметра над полом на воздушной подушке. Это вызвало бурю восторга, я стал надувать шарики и одевать их на штуковины для всех по очереди, дети запускали их и наслаждались процессом.





Никита придумал неожиданное улучшение: сделать дырочку ещё в боку бутылька, чтобы штуковина перемещалась под действием реактивных сил. Мы сделали это - действительно, сработало. Даже человечка из Лего такой транспорт смог перемещать.



Следующее наше дело - новая для нас покупная карточная игра «Пикчурека» (анализ и умение выделять значимые признаки, скорость и вариабельность мышления).

Игрокам раздаются по 8 карточек с картинками, ведущий вытягивает по одной карточке с признаками, читает их (я читал только один) и кладёт на стол. Если у игрока на картинке есть такой признак - нужно первым успеть положить эту карточку поверх карточки с текстом.







Илья решил не играть первый кон, но внимательно вник в правила и фотографировал в процессе. Второй кон я его уже сподвиг поучаствовать. Он как будто этого и ждал - сразу включился в процесс и хорошо справился.

На этом закончил занятие - внимание детей стало «расползаться», стало шумновато. 1 час 45 минут.

физико-математико-логический кружок

Previous post Next post
Up