Общий план был точно такой же, как в прошлом году (
https://trombicula.livejournal.com/470299.html), за исключением сроков, и отель в Претории бронировал другой. Все покупал сам, без обращения в турфирмы и агентства по продаже билетов: отели через "Островок", авиабилеты через Aviasales (в том числе на внутренние авиарейсы в ЮАР, которые выполняет компания Airlink), трансферы через gettransfer. Надо сказать, что "Островок" с прошлого года явно расширил свое сотрудничество с отелями, даже в такой - не скажу дыре, но все же несколько захолустном областном центре (административный центр провинции Квазулу-Наталь) - как Питермарицбург. Все оплачивал предварительно, онлайн, картой "Мир": никакие действующие за рубежом карты не требовались. На еду, такси, прачечную и сувениры за две недели потратил около $300. Карту Россельхозбанка протестировал: она работала в двух кафе в Стелленбоше (университетском кофеюшнике и бистро недалеко от отеля), - но тратил в основном наличные. Решил в нынешней международной ситуации не создавать слишком больших запасов вражеской валюты, т.е. долларов и евро, которые я брал с собой. Кстати, эта карта не сработала в Москве - в Аэроэкспрессе, где я покупал воду, и в Сапсане, тоже при оплате еды и воды.
Во время обратного перелета (Кейптаун - Аддис-Абеба - Москва) пришла корректура статьи. В Москве, в зале ожидания на Ленинградском вокзале, где пришлось просидеть около 3 часов, сделал первую правку. Кондиционеры работали - по крайней мере, на меня с потолка время от времени капала вода - но все равно было жарко и после ночи в самолете очень хотелось спать. Кстати, вдруг кому-то пригодится эта информация: Ленинградский вокзал в августе закрывают на ремонт - поезда продолжат ходить, но сидеть и ждать будет негде.
В Сапсане стало полегче: подключился к внутренней сети, посмотрел на своем смартфоне пару серий из советского "Шерлока Холмса", заказал блинчики с ветчиной и сыром, зеленый чай и воду. Сходил в вагон-бистро, но там было очень неудобно: очередь и крошечная общая территория со стойками. Основное пространство занято такими же креслами и столами, как в других вагонах, причем на значительную часть этих мест продают билеты заранее, т.е. там можно ехать всю дорогу. Ну, то есть, вот стол, вокруг него четыре кресла, на трех из них сидит и болтает какая-нибудь компания. Можно занять четвертое и поесть там, но нафига, если можно сделать заказ по сети прямо к своему месту в вагоне. Это будет более приватно: по крайней мере, сосед всего один и не сидит лицом к тебе.