(Ноговицын О.М. Онтология художественной формы: реальность текста и призрачность реальности. СПб.: Гуманитарная академия, 2016. 240 с.)
Это переработанная версия книги "Поэтика русской прозы: метафизическое исследование", изданной ВРФШ в 1999 г.
Подчеркнуто простое и умеренно провокационное начало:
"Сколько бы ни было определений языка, все они основываются на том, что знак (слово, текст) отсылает к чему-то иному, что знаком не является, к мысли. Слово не может отсылать к вещи (как часто думают), потому что вещь конкретна, а слово принадлежит области всеобщего. Чувство, взятое как состояние, а не мысль о чувстве, также конкретно и поэтому невыразимо в слове.
Понятно при этом, что знаком может быть что угодно - вещь, жест, когда они получают значение, и наоборот, знак, потерявший значение, превращается в вещь, как слово на неизвестном языке. И эти превращения доказывают, что в определении языка важнейшим действительно является отсылание к значению, т.е. к мысли".