или Как Правильно Организовать Общество Плоской Земли
Речь в этом тексте пойдет не о содержании веры (его можно найти в любом катехизисе) и не о мотивах, а только о форме. Вместо того, чтобы пользоваться одними лишь строгими определениями (от которых у большинства френдов, разумеется, только уши вянут), я, для начала, дам небольшую литературную
(
Read more... )
Признание чего бы то ни было действием Бога так же опосредовано верой, как и признание самого Его существования. Поэтому если мы выносим веру за скобки и становимся на позицию современного естествознания, то никакой апологетики из этого никогда не выйдет. Ни биологию, ни геологию самих по себе (т.е. вне контекста полемики с креационистами) совершенно не интересуют какие-то древние священные тексты, с точки зрения информации об истории земли.
Верить, что потоп "был просто таким, как описано в Библии" - такая же историческая позиция, связанная с теми или иными допущениями
Верить, что потоп "был на самом деле" - это уже не вера, а именно допущение. Вера - это когда, допустим, обращаются с молитвой к праведному Ною, не обуславливая это никакими мнениями о том, что было, а что не было, и был ли сам этот Ной. Напоминаю цитированный рассказ: разве герой "верит", в Вашем смысле, что погибший его слышит?
этот отказ связан, прежде всего, с различением разных типов библейских текстов, в разной степени претендующих на "буквальную историчность"
Тексты сами по себе ни на что не претендуют: они же не люди :) Претендуют толкователи - на то, что они имеют основания различать в тексте "исторические" и "неисторические" фрагменты. А это неизбежно связано с предположениями о существовании того, "о чем", говорится в тексте, т.е. неких конкретных вещей и событий. Это вполне нормальная точка зрения - точка зрения научной библейской критики. Но она не имеет никакого отношения ни к богословию, ни к апологетике. Апологетика - это защита веры; если же вместо веры мы говорим о допущениях, то что, спрашивается, мы защищаем?
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Насколько я понимаю, Вы предлагаете вообще не рассматривать вопрос об историчности - не решать его ни в положительную, ни в отрицательную сторону. Проблема в том, что библейское повествование, в отличии, скажем, от греческих мифов, явно "встроено" в историю, в том числе и в нашу собственную. Представьте, что исторический роман излагает Вашу генеалогию... Согласитесь, в этом случае трудно удержаться от вопроса о том, "а что же все-таки было на самом деле".
Reply
При современном понимании знания, истории и науки (от которых никуда уже не деться) такие отношения невозможны. Предоставить науке "мнения", когда она в них нуждалась, Церковь вполне могла, но дать ей "реальную историческую основу" она не может - потому что сама эта современная идея "реальной исторической основы" и "того, что есть на самом деле" противоречит тому отношению к предмету, который для Церкви является основным - т.е. вере. Впустить в себя, т.е. в богословский дискурс, эти идеи - значит недопустимо трансформировать саму его суть.
Насколько я понимаю, Вы предлагаете вообще не рассматривать вопрос об историчности
Рассматривать можно все, что угодно - главное, сознавать, ЧТО и с каких позиций мы рассматриваем. Можно заниматься библейской критикой - но надо сознавать, что это занятие не имеет никакого отношения ни к богословию, ни к вере. Это просто раздел современной науки. С другой же стороны, если мы занимаемся богословием, то решение, например, вопроса о том, допустимо ли рассматривать Адама как "всечеловека" или мы обязаны относиться к нему только как к индивиду, никак не должно зависеть от вопроса о том, допускает ли наука происхождение человечества от одной пары особей.
Reply
Leave a comment