Принцип и целесообразность

Jul 11, 2012 00:07

Хорошо пишет аффтар, с равной силой в постах и ответах на комменты:
"Знаете, я еще со школы, после написания неизбежного сочинения по Разгрому про подлинный гуманизм и мнимый, усвоил, что вопрос о целесообразности действия немедленно ведет к упразднению всякого задекларированного принципа. просто потому что это онтологически несовместные вещи - ( Read more... )

философия, мутин пудак, мораль, ссылки

Leave a comment

(The comment has been removed)

(The comment has been removed)

trombicula July 11 2012, 08:19:17 UTC
Да вот говорят, что вызвавшие такую бурную реакцию поправки к закону направлены как раз на ограничение цензурного произвола...

Reply

trombicula July 11 2012, 08:16:54 UTC
Ну, как так с любым? Во-первых, рефлективных принципов это, очевидно, не касается, поскольку они изначально направлены на самого себя - а таковы именно моральные принципы. Например: "Поступай так, чтобы максима твоего поведения могла иметь силу всеобщего закона". Но и практических в узком смысле принципов (типа "режь по шву") это не касается тоже.

Reply

(The comment has been removed)

trombicula July 11 2012, 08:32:24 UTC
Что-то я не понял нифига. Вот я привел пример принципа, который не бьет по тому, кто его придерживается. Это принцип чистого сознания. При чем тут сексуальные отношения и прочие возможные конкретизации?

Reply

(The comment has been removed)

trombicula July 11 2012, 09:33:21 UTC
Нет, мы говорим о принципах формирования субъекта любой реальной практики. Это не "пустая форма", а форма формы. В посте противопоставляется субъект, "поступающий по принципам", т.е. моральный субъект, и субъект, который ко всему относится с точки зрения "целесообразности". Второму, естественно, всегда будет "хреново", а в отношении первого такая оценка вообще не имеет смысла - поскольку он мотивируется долгом, а не тем, будет ли ему хорошо.

Reply

(The comment has been removed)

trombicula July 11 2012, 09:50:41 UTC
Гм... "Тот же", опять-таки, только с некоторой определенной точки зрения.

Reply

antonk83 July 11 2012, 09:41:08 UTC
Тот принцип все-таки для отсеивания плохих максим (проверка их моральности через универсализацию), а не для того, чтобы оправдывать навязывание каких-то своих максим для всех.

Reply

kaktus77 July 11 2012, 10:31:03 UTC
== так это с любым принципом так, в т.ч. и целесообразностью, положенной как принцип

Софистика. Целесообразность не может быть принципом.

Reply

(The comment has been removed)

kaktus77 July 11 2012, 13:22:29 UTC
Вроде как раз интуитивно и понятно, что это в некотором смысле альтернативные "вещи".
Вот допустим, мне целесообразно было бы привлечь господина Х для реализации некоторого действия, но он подлец, а у меня вот принцип - с подлецами дела не иметь. И тогда мистер Х в принципе (из-за моего принципа) исключается из действия, пусть это и не целесообразно.

Короче говоря, это два разных типа организации действия - через цели или через принципы. Одно с другим может приходить в противоречие, а возможно и так, что одно с другим будет вполне совместимо. Но в любом случае одно не может подменить другое - это разные, не сводимые друг к другу типы (организации действия и сознания).

Reply


Leave a comment

Up