Тьмы низких истин мне дороже

Oct 17, 2011 12:32


Лет десять назад, когда я еще ездил на работу из Петергофа на электричке, там собирал у пассажиров деньги один цыган. Он полз по проходу на такой кожаной подстилке, отталкиваясь руками - типа, безногий парализованный инвалид. Доползши до конца вагона, он вставал, брал в руки свою подстилку, переходил в соседний вагон, там опять садился на пол и ( Read more... )

мутин пудак, мемуары, но знаешь ли чем сильны мы Басманов, мораль

Leave a comment

dennett October 17 2011, 12:07:48 UTC
да, это элегантный анализ, судя по всему верный
нечто похожее - но, конечно, другой структуры, есть у Сартра в известном отрывке о гарсоне, который притворяется, пытаясь показать, что он не гарсон, а человек.

Reply

trombicula October 17 2011, 12:12:24 UTC
А где это у Сартра?

Reply

dennett October 17 2011, 18:39:34 UTC
Это в "Бытие и ничто" в связи с тем, что по-английски называется bad faith, а по-французски mauvais foi. Тут английский перевод из этого места ( ... )

Reply

trombicula October 18 2011, 06:27:08 UTC
Ага, спасибо. Но Вы неточно изложили: у Сартра гарсон играет именно гарсона, он не притворяется человеком. В моем примере тогда получается, что цыган играет "цыгана, вымогающего деньги". Т.е. "цыган, изображающий нищего" - это роль внутри роли (как роли "актеров" в "Гамлете").

Reply

dennett October 18 2011, 07:05:08 UTC
да, неверно
у меня по воспоминаниям было, что гарсон играет гарсона, чтобы показать косвенно, что он только играет гарсона, а на самом дело - он человек.

у вас цыган играет инвалида, чтобы заработать деньги - а власть притворяется демократией, чтобы более эффективно контролировать население

Reply

trombicula October 18 2011, 07:15:39 UTC
А насколько я помню, по Сартру у человека вообще нет бытия "на самом деле": быть человеком значит играть в кого-то - в гарсона, в бакалейщика и т.д.

Власть не притворяется демократией, а изображает, будто она притворяется демократией - это совсем другое дело :)

Reply

dennett October 18 2011, 07:17:11 UTC
--притворяется демократией, а изображает
--а в чем разница?

Reply

trombicula October 18 2011, 07:34:58 UTC
Реальная разница в том, что наряду с "демократичными" чертами образа власти так же открыто предъявляется и механизм фальсификации этой "демократичности". Как в образе цыгана: важно уже то, что он именно цыган, т.к. "цыган" = "обманщик". А в образе власти важно уже то, что она "российская власть", т.к. "российская власть" = "жулики и воры". Кроме того, цыган, изображая безногого инвалида, одновременно демонстрирует свою способность ходить. Так же и власть, одновременно с механизмом "честных выборов" (с электронным учетом, независимыми контролерами и пр.), демонстрирует и механизм прямой передачи президентства "преемнику" или временной его передачи "заместителю", с возвратом назад через оговоренный срок.

Reply

dennett October 18 2011, 11:08:31 UTC
да, я сам подумал и понял. так и есть. когда человек притворяется, он хочет, чтобы его приняли за того, кто притворяется. но в данном случае власть не хочет, чтобы ее принимали за демократию - это приведет к лишним издержкам по подавлению и т.д. - власть хочет, чтобы ее принимали за то, что она есть - диктатура - и поэтому она только изображает демократию - показывает народу картонные знаки демократии.

Reply


Leave a comment

Up