Вчера мы десантировались на остров Русский. Здесь хорошо бы привести динамичную фотографию бегущих в брызгах прибоя людей в камуфляже, но на самом деле, все было гораздо более спокойно, а в камуфляже был только я один )))
О, кстати, я же хотел рассказать подробнее о Школе. В общем, в конце марта, совершенно случайно, нашел в Сети очень интересную информацию - про открытие Школы журналистских расследований, занятия которой будут проводиться всего в трех городах - Москве, Питере и - Владивостоке! Причем - вечерне и совершенно бесплатно! Фантастика!
Единственное «но» - в статье не было даты и точных сроков проведения обучения. Чтобы узнать о проекте побольше, я написал по имеющимся контактам запрос. Довольно скоро пришел ответ от одного (вернее, одной) из организаторов Школы - Анны Константиновны Селезневой, которая удивлялась, почему вопрос у меня возник только в марте, учитывая, что занятия Школы давно уже закончены, а проходили они с октября по январь. Охо-хо...
Но, оказалось, что, на моё счастье, один из преподавателей Школы - американская журналистка Энн Имсе не смогла приехать в основное время проведения обучения, и приезжает сейчас - в начале апреля! Ура-ура, я попал на эти занятия!
Сейчас закончилась первая неделя из двух запланированных, Энн рассказывает нам о журналистских расследованиях - своих и не только, о проблемах журналистики в Штатах и т.д. И, с самого начала, в качестве одной из основных тем обсуждения, был Русский остров и подготовка к саммиту АТЭС в 2012 году. Мы говорили о том, как ведется подготовка, о темпах строительства объектов и мостов, запланированных к открытию саммита. Кульминационной точкой этих обсуждений стало посещение острова - чтобы посмотреть в реале - что там происходит и как. А также - посмотреть интересности, имеющиеся на острове.
Итак - отплыли. Погода с утра была гадостная - снег с дождем, туман, противный ветер. Мы еле успели втиснуться двумя машинами на паром - перед нами пролезли без очереди несколько сотрудников правоохранительных органов. Но, в итоге - все в порядке, плывем. Низкие облака, вершины высоких сопок скрыты в тумане.
На этот раз, паром не огибал бывший полуостров (уже - остров) Елены, а прошел напрямую - через канал. По дороге от Владивостока, стоя на палубе, разговаривали с Александром Колесовым, главным редактором владивостокского альманаха «Рубеж», организатором этого путешествия. Александр рассказал много интересного из истории острова - что канал был сделан в советское время специально для военных кораблей и подлодок - чтобы не огибать полуостров Елены, который в результате этого стал островом. Кстати, глядя на этот канал и не скажешь, что по нему может пройти военный корабль - настолько узким он выглядит. Но, оказывается - может.
Еще, Александр рассказывал про жесть, творившуюся на острове в межвременье перестроечных лет, когда вся экономика и связи Владивостока и Русского разваливались - военные на острове голодали (даже было несколько голодных смертей), и были вынуждены охотиться в местных лесах и браконьерствовать в заливах. Это самое браконьерство было поставлено настолько широко, что военные боевые корабли ловили краба и рыбу в заливах, и продавали ее иностранцам. Короче - ужас. Сейчас почти все военные с острова выведены, снят режим секретности, и мы можем спокойно там побывать.
Наконец - мы прибыли на остров.
Нога отважного путешественника, Вашего покорного слуги, в первый раз в жизни ступающего на земли Русского острова.
Высадившись с парома, мы двинулись в сторону намеченного первого пункта путешествия - Ворошиловской батареи - уникального памятника военной мощи СССР. Дороги на острове почти все - грунтовые, и, после прошедшего дождя, все раскисло и грязюка была порядочная. Но мы были на джипах, так что топи проходили успешно.
Одна из лучших дорог острова )))
Минут двадцать езды, и мы у открытых ворот батареи. Вышли из машин, поднялись на холм, и тут увидели две просто огромные орудийные башни о трёх стволах каждая. Они поражают воображение своими титаническими размерами. Позже, оказалось, что каждая весит по 900 тонн. Невероятно!
После беглого осмотра первой пушки мы двинулись дальше, проходя мимо лежащих на земле огромных циллиндрических штуковин - как оказалось, это запасные стволы.
На подходе ко второй орудийной башне, нас встретил розовощекий и довольно приятный усатый дядька, поприветствовал и повел показывать и рассказывать. Как оказалось, это был не просто какой-то смотритель музея, а последний командир Ворошиловской батареи - подполковник Шабот Георгий Эдуардович, человек, своими глазами видевший, как слаженно работали здесь люди и механизмы, стрелявший из этих пушек, ощущавший силу и мощь этих орудий. Да, мощь! Ведь не зря для герба крупнокалиберной артиллерии выбрано изображение слона.
И он же видел, как разваливается инфраструктура страны и армии, как все они, солдаты своей страны, становятся ей не нужны... Именно он защищал потом, в 90-х, с дробовиком в руках, свои пушки от мародеров - охотников за цветными металлами. Подполковник Шабот спас батарею, сделал из нее музей, и теперь люди могут приехать, и увидеть этих, ранее засекреченных колоссов.
Последний командир сейчас.
Последний командир тогда.
Он много, интересно и увлеченно рассказывал. Но привести тут все, безусловно, не получится. Поэтому, ограничусь основными моментами.
Пушки были сняты с линкора "Полтава" для усиления обороны Владивостока и установлены на острове Русском в 1934 году.
Линкор "Полтава" - донор орудий.
Башни покрыты броней толщиной в 305 мм., выдерживающей прямое попадание авиабомбы. Дистанция поражения составляет 30 километров! Скорострельность 1-2 выстрела в минуту (зависит от обученности и сработанности орудийного расчета). Обслуживающие помещения башни уходят под землю на 3 этажа, где находятся пороховые склады, склад снарядов, аккумуляторные и генераторные помещения. Здесь не расскажешь, как поражает воображение это чудо инженерной мысли своего времени! Та же зарядная колонна, через которую подаются снаряды наверх, в пушку, с третьего подземного этажа и которая поворачивается вместе с орудийной башней, при ее повороте, тот же гигантский затвор (казенник) орудия. Ну, можно долго восторгаться всем этим… Лучше - я расскажу лично, как-нибудь, при встрече. А в общем - посещение Ворошиловской батареи незабываемо.
И еще несколько фактов.
После того, как батарея была расформирована, все оставшиеся снаряды приказали уничтожить. Георгий Эдуардович предлагал произвести утилизацию, в итоге которой можно было бы получить по 25 кг чистой меди с каждого снаряда. Но Родина сказала свое слово, и снаряды были просто затоплены в море...
Когда производили уничтожение пороха, высота пламени составляла порядка 300 метров!
Выражение "сачковать" пошло от самой "халявной" обязанности одного из артиллеристов орудийного расчета, который после выстрела ловил специальным сачком трубочку отработанного запала))).
А здесь - несколько фотографий изнутри орудийной башни:
Да, и еще один факт - в 1987 вторая башня батареи снималась в кино в своей собственной роли - она играла корабельное орудие балтийского линкора. Это был фильм по произведению В.Пикуля "Моонзунд". Причем, съемки на батарее проводились в течение 2 недель, а в фильм вошел кусочек всего лишь в 2 минуты! Он, по-своему, уникален - ведь на нем заснята реальная работа орудийного расчета батареи, которая уже вошла в историю, стала музеем. В ролях артиллеристов - реальные ребята, проходившие тогда срочную службу на батарее под командованием Георгия Эдуардовича. А в роли приглашенной звезды - Евгений Евстигнеев, с его неподражаемым голосом ))
Click to view
После выхода из подземных казематов мы перекусили, запечатлелись всей группой и поехали смотреть, что происходит на строительстве объектов АТЭС. Тут, наконец, из-за туч вылезло солнышко и на улице стало теплеть.
Наш десант.
Еще минут 30-40 по размытой дороге, и мы прибыли к воротам и забору, уходящему куда-то в лес. Кстати, мне тут сказали, что во время строительства фортов, батарей и других военных объектов, в начале 20 века, практически вся местная растительность, состоявшая из кедров, была вырублена, а после окончания стройки, остров засадили дубами, соответственно - вот они, молодые столетние дубы.
У ворот охранник, ввиду отсутствия пропусков, записал фамилии водителей машин. Это выглядело, на мой взгляд, как в детском анекдоте - «Пароль? Танк. Не танк, а пистолет… Проходи»))) Что может дать охране названная вслух, без предъявления документов, фамилия водителя? Можно хоть Жюль Верном представиться! )))
Мы заехали на территорию строительства. Это реально мощно! Раньше я думал, что как-то слабо строят - ничего не видно и не слышно, но увиденное - поразило. Порядка 20 строящихся объектов будущего Тихоокеанского Университета растут хорошими темпами. И явно стройка идет круглосуточно. Строители(в основном, гости из азиатской части СНГ), как муравьи, кишат по скелетам строящихся зданий. Размах стройки впечатляет. А из Владивостока ее не было видно, потому что строительная площадка окружена сопками.
Проезжаем стройку, и едем к следующей (и последней, на сегодня) точке маршрута - на встречу с местными жителями, которые очень хотели встретиться и рассказать о том, как их коснулась эта глобальная стройка.
Да, она их коснулась. И очень. Люди жили на острове, рядом с берегом залива, с которого видно красивейший пейзаж и порт Владивосток. В поселок залетали японские цапли. Было тихо и хорошо. Местные жители занимались своими делами и жили тут потихоньку. Отставные военные, составляющие основную массу мужского населения поселка, занимались изучением истории острова и старых военных фортов, их жены - хозяйством и огородами.
И вдруг - на остров приходит глобальная стройка. С местным населением, естественно, никто ничего не оговаривал, не советовался, не предупреждал. Рраз! - и рядом с поселком возникли бараки, из ниоткуда появились тысячи рабочих, залежи стройматериалов. В ста метрах от подъезда дома, откуда раньше можно было сидя во дворе, смотреть на залив, поставили цементный завод - представьте, что перед вашими окнами, например, вместо соседнего дома, вдруг возникает цементный завод, со всеми вытекающими - постоянным трафиком огромных грузовиков под окнами, виясщей в воздухе пылью, а в ветреные дни, лишь выйдешь из подъезда - немедленной порцией песка в глаза.
Вид от подъезда...
Вот такие реалии. И никто не хочет слышать этих людей. Ни городское руководство, ни местная верхушка «Крокуса» - компании, занимающейся строительством объектов саммита. Но островитяне не сдаются. Они готовы бороться, по мере своих сил за «место под солнцем». И я очень надеюсь, что у них получится добиться от строителей уступок, возмещений или каких-то еще подвижек. Надеюсь, что история острова, вместе со всеми фортами, подземными казематами и очень красивыми старинными домами, остовы которых стоят на острове, не будет погребена под грудами строительного мусора и квадратными серыми коробками новостроек.
После этой встречи, мы загрузились на паром, и отбыли во Владивосток. Погода, к этому времени, уже была очень теплой и солнечной. Поэтому обратный путь мы проделали, сидя на палубе, и получая удовольствие от легкого морского ветерка и проплывающих за бортом видов )))
А, и еще, напоследок - вот та самая казарма, в которой жил Гришковец )))
Тут, кстати, говорят, что местные офицеры с очень большим удовольствием поговорили бы с Гришковцом по поводу его баек ))) Ругаются ))) Мнение Гришковца по этому поводу неизвестно )))