Редко сейчас пишу рецензии, но когда выходит ТАКОЕ кино - молчать сложно.
Нового «Гэтсби» от господина Лурманна уже «обласкали» критики, но кого это волнует? Уж явно не поклонников оригинального стиля режиссера. Да, он сделал из достаточно скромного романа большую, громкую и яркую постановку, но, собственно, почему бы и нет? Про данную стилистику я напишу чуть ниже, а пока о ключевом…
Интересно то, что многие относятся к главному герою романа по разному. Одни видят в Гэтсби печального влюбленного, который ради своей любви готов горы свернуть, другие же наблюдают эгоиста, влюбленного лишь в собственные идеалы, нарисовавшего себе будущую жизнь в своем воображении и не допускающего никаких отклонений от намеченного курса. Прелесть в том, что и те и другие правы. В конце концов, какой интерес в прямолинейных персонажах?
А теперь посмотрите как Леонардо Ди Каприо воплотил этого героя! В него невозможно не влюбиться с самых первых кадров с ним, когда он с улыбкой протягивает к тебе бокал шампанского; ты готов тут же нырнуть за ним в экран, чтобы всенепременно побывать на знаменитой вечеринке у Гэтсби! Именно в глазах Ди Каприо я увидел все одиночество персонажа, его невысказанную страсть, а уж какая, так называемая, экранная химия у него с Кэри Маллиган - это просто потрясающе! Лучший момент - когда Дэйзи впервые приходит в дом Гэтсби, под пение прекрасной Ланы Дель Рэй (и, по-моему, это лучшее, что она когда-либо пела). Это реально завораживает…
В свое время, сам роман меня не особо воодушевил. Но классика есть классика. Мне пришло в голову сравнение «Гэтсби» с пьесами Островского: такие же хрестоматийные герои, противопоставление разных слоев общества, добродетелей и пороков, неизбежная развязка… И все это на фоне общей картины того времени. От того это все и выглядит, с позволения сказать, нудновато.
Поэтому, закрадывается несколько наглая мысль о том, что в наше время классику нужно экранизировать именно так, как это сделал сейчас Лурманн, а чуть ранее Джо Райт с «Анной Карениной». Искать свежие формы выражения, параллельно привлекая молодого зрителя, иными словами - создавать новое искусство на основе старого, привнося в затертые страницы классики свое смелое авторское видение. Необычные формы постановки подобных произведений уже давно нашли свое место в театре, чем же кино хуже? Тем более что масштабные костюмные фильмы по всем главным произведениям мировой литературы уже давно сняты и не раз. Зачем же преумножать? Последняя «Джейн Эйр», например, при всем уважении, была совершенно не нужна. Ярлык «фильм такого-то года с таким-то актером был лучше» будет приклеиваться к абсолютно всем новым картинам, которые будут пытаться сыграть на том же поле дотошных экранизаций классической литературы. Поэтому я - за новую форму пересказа и самовыражения.
Ярлык «издевательство над классикой» к «Гэтсби», кстати, не припаять, в любом случае: Баз экранизировал небольшой роман Фицджеральда достаточно близко к оригинальному тексту и, по большому счету, изменил только звучащий время от времени джаз на хип-хоп. В этом смысле даже англичанин Райт поступил куда более смело, превратив свою «Анну» в полу-спектакль. Но даже это выглядело вполне органично. Так что если хотите настоящего издевательства над классикой - вспомните русский «Даун Хаус» - там создатели даже и не скрывали сего посыла (что, впрочем, не отменяет определенного грубоватого стиля у этой полу-культовой картины).
Подытоживая, хочется особо отметить такой момент... Лурманн преступно мало снимает. За 20 лет - пять картин. Из-за этого, порой, мы забываем, какой он потрясающий визионер, который на раз может уделать и Снайдера и Тарсема, при этом, отнюдь не теряя за красивой картинкой души и настоящих пронзительных чувств персонажей. Да и подбор актеров у него всегда был на ура!
А вы подпевали в «Ромео + Джульетта» Love me, love me, say that you love me? По вашей коже бегали мурашки, когда в «Мулен Руже» звучал торжественный Show must go on? Будьте уверены - саундтрек «Великого Гэтсби» так же не оставит вас равнодушным!
Одним словом, Баз, нам чертовски тебя не хватало!