ЗАКЛЮЧЕНИЕ
о состоянии и природной ценности участка Троицкого леса
по адресу: Троицк, Октябрьский проспект, напротив вл. 1-3
Участок Троицкого леса площадью около 2 га, намеченный под застройку, о чём можно судить по помеченным на нём красной краской деревьям (100%) и проводимым буровым работам (забор проб грунта), расположен в приопушечной полосе лесного массива напротив владений 1-3 по Октябрьскому пр-ту. Практически всю площадь этого участка занимает 70-80-летний березняк с участием осины и дуба, который самостоятельно сформировался на месте лесосеки 1920-х гг. Успешное естественное восстановление лесного сообщества здесь уже при первом поколении древостоя обеспечивали сохранившиеся на месте вырубки лесные почвы и травянистая растительность из типичных лесных видов растений. Благодаря этому обстоятельству на рассматриваемом участке Троицкого леса сложились благоприятные условия для формирования полночленного лесного сообщества с характерной для него флорой и фауной. В лесной природной зоне, где находится Московский регион, именно берёза с осиной - т.н. породы-пионеры - чаще всего заселяют вырубки, пашни и другие лишившиеся леса площади. Именно эти породы готовят условия для последующего развития и усложнения состава и структуры лесной растительности и формирования зональных типов леса в соответствии с местными условиями произрастания - почвенно-гидрологическими и др. Для Теплостанской возвышенности, в пределах которой расположен Троицк, характерны широколиственные и хвойно-широколиственные леса, поэтому при естественном восстановлении лесных сообществ они развиваются здесь в направлении усиления природных качеств, соответствующих северным дубравам - леса из липы мелколистной, дуба черешчатого, клёна остролистного с участием ели европейской и присутствием осины.
Сформировавшийся естественным путём на данном участке высоковозрастный березняк находится на завершающей стадии своего развития, постепенно сменяясь на более сложный по составу и структуре широколиственный лес, что сопровождается закономерным выпадением из древостоя образующих его старых берёз. О происходящей смене лесообразующего яруса - берёзового древостоя - при сохранении лесной растительности как таковой свидетельствует наличие следующих компонентов лесной экосистемы:
- сомкнутый древесный ярус из берёзы, липы и осины с участием дуба, единично - ели;
- вышедшие во второй ярус древостоя отдельные экз. липы мелколистной;
- подрост (молодые деревья старше 5 лет до выхода их во 2-й ярус древостоя) и естественное возобновление (самосев до 5 лет) таких теневыносливых пород как липа мелколистная и клён остролистный, единично - ель;
- подлесок из таких характерных дубравных кустарников как лещина, жимолость лесная, бересклет бородавчатый;
- живой напочвенный покров, в составе которого, несмотря на близость городской застройки и некоторую рекреационную нарушенность рассматриваемого участка, доминируют или присутствуют с большим или меньшим обилием индикаторные для хвойно-широколист-венного и широколиственного леса травы - зеленчук жёлтый, осока волосистая, звездчатка жестколистная, медуница неясная, чина весенняя, копытень европейский, лютик кашубский, разные виды папоротников и др.; разные виды лесных мхов;
- древесный отпад - упавшие стволы и ветви разного размера;
- листовой опад и рыхлая лесная подстилка с комплексом беспозвоночных животных и других специфических живых организмов;
- биологически активные естественные лесные почвы.
Принадлежность данного участка к находящемуся в нормальном состоянии лесу подтверждается также обитанием в его пределах типичных лесных видов животных. Здесь зарегистрированы следы пребывания таких млекопитающих как крот, обыкновенная бурозубка и рыжая полёвка, из птиц - славка-черноголовка и певчий дрозд (обнаружены гнёзда минувшего лета), зарянка (по голосу), пищуха и др.
Все указанные компоненты и элементы леса однозначно свидетельствуют о том, что данный участок представляет собой полноценное лесное сообщество, имеющее в условиях Московского мегаполиса повышенную природную ценность.
По своей природе берёзовый лес существует сравнительно непродолжительное время - 70-80 лет, и поскольку его образует порода-пионер, древостой в нём одновозрастной и распадается за сравнительно короткий в жизни леса период. Поэтому в естественном березняке, достигшем предельного возраста, всегда присутствуют усыхающие и сухостойные деревья, а также довольно большой объём валежника. Это - норма, закономерное и необходимое в процессе развития лесного сообщества природное явление, происходящее при смене одних лесных формаций другими, в данном случае, березняка - широколиственным лесом с преобладанием липы. Валежник в распадающемся в силу своего возраста березняке сравнительно быстро перегнивает и возвращается в почву, обогащая её необходимой для сохранения и повышения биологической активности почв органикой. Только при таком круговороте веществ может происходить нормальное развитие лесного сообщества, поддерживаться его устойчивость к внешним негативным факторам и высокая экологическая эффективность. К примеру, в европейских странах, где длительное время леса содержали в режиме парковых насаждений и удаляли весь древесный отпад вплоть до мелких ветвей, постепенно произошло необратимое снижение биологической активности почв и падение биологического разнообразия. В результате такого содержания темпы роста деревьев там резко снизились, и после 40-50-лет запас древесины перестал увеличиваться. В таких «ухоженных» и внешне опрятных, но фактически - стерилизованных лесах фактически прекратилось возобновление древесных растений, стала невозможной естественная смена поколений леса, там исчезло большинство представителей лесной флоры и фауны. Сейчас для европейских лесоводов задача восстановления природных качеств лесных насаждений стала приоритетной.
Между тем, даже в городских лесах Москвы, уход за которыми до недавнего времени основывался на классическом Учении о лесе (Г.Ф.Морозов, 1916) и осуществлялся с соблюдением экологических требований о сохранении всех компонентов леса, лесные сообщества сохраняют свою полночленность (в соответствии с возрастом древостоя) и до сих пор развиваются по природным законам. Аналогичный процесс происходит и на рассматриваемом участке Троицкого леса.
С точки зрения антропогенной нарушенности этот участок леса имеет вид, характерный для тех активно посещаемых городских лесов, где рекреационное использование не упорядочено и регулярная уборка мусора, скапливающегося, главным образом, на пикниковых точках и вдоль прогулочных дорог, не производится.
Со временем березняк на рассматриваемом участке, как и другие аналогичные березняки Троицкого леса, если он не подвергнется парковому «благоустройству» с заменой лесных почв вместе с лесной подстилкой и лесными травами на искусственные почвогрунты и газоны, уступит место более долговечной лесной формации - липняку, как это произошло и происходит на значительной части площади городских лесов Москвы.
Для сохранения природных качеств леса, который в лесной зоне, как известно, является самым экологически эффективным природным сообществом и особенно положительно влияет на состояние окружающей среды, а следовательно - на здоровье людей, не требуется сколько-нибудь крупномасштабных работ и затрат. Достаточно со стороны застройки и городских улиц закрепить границы, улучшить существующие грунтовые дороги посредством устройства мягких водопроницаемых покрытий (отсыпка мраморной крошки на основание из мелкого известнякового щебня), установить вдоль прогулочных дорог скамьи, организовать регулярную уборку мусора.
Что же касается сухостойных деревьев, то удалению подлежат только те из них, которые находятся вблизи прогулочных дорог - по обе стороны в полосах шириной в высоту дерева. На остальной части леса сухостой должен сохраняться, а зависшие и другие аварийные деревья следует приземлять, обрубая у них скелетные ветви. При этом ствол приземлённого дерева должен обязательно плотно соприкасаться с землёй. Крупные ветви подлежат измельчению и равномерному распределению по участку. Именно так в последние 2-3 десятилетия поступают в европейских лесах, в том числе - городских, для восстановления их природных качеств, а следовательно - биологической продуктивности и средозащитной эффективности.
Таким образом, как показывают результаты экспертной оценки участка Троицкого леса напротив вл. 1-3 по Октябрьскому пр-ту, он сохраняет свои природные качества, развивается в соответствии с местными условиями произрастания и при выполнении предлагаемых мероприятий может и в дальнейшем существовать как полноценное лесное сообщество.
Зав. сектором региональных
природоохранных исследований Б.Л.Самойлов
29 ноября 2013 г.