СПЧ при Президенте рекомендует упразднить градостроительно-земельную комиссию Москвы после проверки Генпрокуратурой
Это следует из официального доклада СПЧ при Президенте РФ.
Совет по правам человека, в частности констатирует, что сложилась «недопустимая концентрация широчайших полномочий в земельной и градостроительной сферах у Правительства Москвы. Создание и деятельность непредусмотренной федеральным законодательством, неподотчётной населению Градостроительно-земельной комиссии (ГЗК) во главе с мэром Москвы».
«Ещё одной тенденцией, наблюдаемой в г. Москве, является передача полномочий в земельной и градостроительной сферах от органа законодательной власти - Московской городской Думы - в исключительное ведение исполнительного органа власти - Правительства Москвы. Таким образом, Правительство Москвы обладает теперь широчайшими полномочиями в земельной и градостроительной сферах, что представляется недопустимым. Это является в т. ч. следствием фактического отсутствия в Москве системы местного самоуправления.
Так, в соответствии с изменениями, внесёнными в Устав города Москвы в 2006 г., из ведения Московской городской Думы были исключены важнейшие полномочия», - отмечается в докладе.
Совет внес рекомендации: передать право принятия части градостроительных решений, от Правительства Москвы Московской городской думе; начать проверку ГЗК и должностных лиц Генпрокуратурой.
Правительству Москвы рекомендовано приостановить действие решений Градостроительно-земельной комиссии вплоть до упразднения данной комиссии.
http://www.bossonline.ru/news/spch-pri-prezidente-rekomenduet-uprazdnit-gradostroitelno-zemelnuyu-komissiyu-moskvy-posle-proverki-genprokuraturoj.html ВЫДЕРЖКА ИЗ РЕКОМЕНДАЦИЙ СОВЕТА ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РФ
ПО ЭКОЛОГИИ НОВОЙ МОСКВЫ Пункт 14.
Экологические и градостроительные проблемы Новой Москвы
В Совет и Постоянную комиссию по экологическим правам поступают обращения граждан, проживающих на территории Новой Москвы, с жалобами на многочисленные экологические проблемы - вырубку лесов, застройку территорий, ухудшение состояния окружающей среды и, как следствие, на нарушение их прав на благоприятную окружающую среду.
1 июля 2012 г., в соответствии с постановлением Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 27.12.2011 г. № 560-СФ «Об утверждении изменения границы между субъектами Российской Федерации городом федерального значения Москвой и Московской областью» к г. Москве были присоединены территории на юго-западе, площадь которых, с учётом анклавов, составила около 150 тыс. га (в настоящее время - ТиНАО г. Москвы). На момент изменения границ г. Москвы в 2012 г. присоединяемые территории имели более 50 тыс. га лесных массивов. Именно леса присоединённых территорий, в т. ч. в силу юго-западной розы ветров, и в настоящее время выполняют для всего мегаполиса средообразующие, природоохранные, экологические и санитарные функции.
В 2015 г. Правительством Москвы в отношении присоединённых территорий разработаны основополагающие документы в сфере градостроительной деятельности: Территориальная схема развития ТиНАО г. Москвы; изменения в Генеральный план города Москвы в отношении территорий, присоединённых к г. Москве; Правила землепользования и застройки. Градостроительным кодексом РФ установлена необходимость соответствия правовых актов в сфере градостроительной деятельности принципу устойчивого развития территорий, т. е. обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия на окружающую среду, обеспечения охраны и рационального использования природных ресурсов.
Однако сама возможность реализации принципа устойчивого развития территории при осуществлении градостроительной политики в Новой Москве в настоящее время вызывает обоснованные сомнения. Основополагающие нормативные правовые акты и градостроительная политика в целом создают условия для уничтожения природных объектов Новой Москвы, что будет иметь катастрофические экологические последствия для всего мегаполиса.
В частности, на территории Новой Москвы предусматривается и осуществляется:
а) покрытие лесных территорий плотной сетью автомагистралей, объектами дорожной инфраструктуры и сопутствующей застройкой прилегающих площадей;
б) повсеместная застройка луговых природных территорий;
в) засыпка водных объектов;
г) повсеместная масштабная вырубка лесов Новой Москвы.
Проектирование и строительство на ценных природных территориях производятся с грубейшими нарушениями либо в обход требований экологического законодательства. Дальше по ссылке:
http://president-sovet.ru/documents/read/467/ На основании изложенного, Совет рекомендует:
Правительству Российской Федерации:
- выступить с законодательной инициативой об исключении из Федерального закона от 05.04.2013 г. № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации - городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» части 3 статьи 4, предусматривающей утверждение документации по планировке территории для размещения на территории Новой Москвы объектов федерального и регионального значения без проведения публичных слушаний, что противоречит Градостроительному Кодексу РФ и Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- выступить с законодательной инициативой о внесении изменений в гл. 8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также в ст. 262 УК РФ, увеличивающих размер ответственности за правонарушения и преступления, приводящие к уничтожению/повреждению лесных насаждений и нарушению режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов.
Московской городской Думе:
- обеспечить распространение запретов и ограничений, установленных частями 3 и 5.1 статьи 105 Лесного кодекса РФ для городских лесов и лесопарковых зон, на все леса в границах вновь присоединённых к Москве территорий, ранее располагавшиеся на землях лесного фонда (леса Новой Москвы);
- осуществить правовое регулирование статуса особо охраняемых зелёных территорий (ООЗТ) Законом г. Москвы, а не подзаконным актом - внесением изменений в Закон г. Москвы от 05.05.1999 г. № 17 «О защите зелёных насаждений» или принятием отдельного закона г. Москвы «Об особо охраняемых зелёных территориях) либо придать особо охраняемым зелёным территориям Новой Москвы статус городских лесов и разработать механизм правового регулирования данной категории зелёных насаждений на территории г. Москвы;
- внести изменения в ст. 8 Закона г. Москвы от 06.11.2002 г. № 56 «Об организации местного самоуправления в г. Москве»: исключить вопросы осуществления градостроительной деятельности на природных и озеленённых территориях ТиНАО г. Москвы из перечня вопросов местного значения городских округов;
- внести изменения в Кодекс г. Москвы об административных правонарушениях:
- увеличивающие размер ответственности за правонарушения, приводящие к уничтожению/повреждению зелёных насаждений на территории г. Москвы (глава 4);
- усиливающие ответственность застройщиков и органов исполнительной власти г. Москвы за нарушение процедуры обязательного предварительного согласования с органом исполнительной власти г. Москвы, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды (Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы), документов территориального планирования, градостроительного зонирования и планировки территории в части, затрагивающей природные и озеленённые территории г. Москвы;
- внести в Градостроительный кодекс города Москвы изменения, направленные на повышение эффективности государственного контроля за градостроительной деятельностью на природных территориях г. Москвы, предусматривающие осуществление государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, природных и озеленённых территорий при осуществлении градостроительной деятельности исключительно органом исполнительной власти г. Москвы, осуществляющим государственное управление в области охраны окружающей среды, т. е. ДПиООС г. Москвы.
Правительству Москвы:
- незамедлительно приступить к созданию комплекса новых особо охраняемых природных территорий на территории Новой Москвы (занимающих по площади не менее 50 % природных территорий). При наличии оснований, предусмотренных законом г. Москвы от 26.09.2001 г. № 48 «Об особо охраняемых природных территориях в г. Москве» в порядке, предусмотренном постановлением Правительства Москвы от 23.11.2014 г. № 803-ПП. своевременно придавать ценным природным территориям ТиНАО г.Москвы статус особо охраняемых природных территорий регионального значения;
- ввести мораторий на строительство автодорог, транспортные коридоры которых предусмотрены на лесных территориях Новой Москвы. Вопрос о действительной необходимости каждой из таких автодорог и варианты трассировок решать с участием экспертов-экологов и жителей населённых пунктов, вблизи которых должна пройти такая автодорога, в рамках соответствующих рабочих групп. В случае крайней необходимости строительства автодорог по лесным территориям предусмотреть создание экологических тоннелей по типу Нарвинского автодорожного тоннеля в Приморском крае;
- повысить роль Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы как органа исполнительной власти г. Москвы, осуществляющего функции по реализации государственной политики в области охраны и использования зелёного фонда г. Москвы, путём увеличения объёма его полномочий при осуществлении контрольно-надзорных функций в отношении градостроительной деятельности на природных территориях ТиНАО г. Москвы. Рекомендовать внести соответствующие изменения в Положение о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы.
Правительству Москвы и Правительству Московской области: включить представителей Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека в согласительную комиссию г. Москвы и Московской области, по согласованию генерального плана Новой Москвы.
http://president-sovet.ru/documents/read/467/